Совет ректоров Москвы и Московской области рекомендовал столичным вузам начать новый учебный год в смешанном формате: допускать к очным занятиям студентов, прошедших вакцинацию от коронавируса, имеющих справки о наличии антител или о противопоказаниях к прививке. Для остальных предложено организовать онлайн-занятия. Минобрнауки России планирует обсудить этот вопрос со всем ректорским сообществом страны.
Инициативу комментируют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Допуск на очные занятия в столичных вузах только вакцинированных студентов – это мера для обеспечения общественной безопасности в период пандемии. Многие вузы это предложение поддерживают. В системе высшего образования работает и учится огромное количество людей. При этом она гораздо более мобильна, чем школа. Студенты приезжают в вузы из других регионов и стран. Преподаватели ведут занятия у разных потоков и часто работают в нескольких вузах.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко рекомендовал студентам вакцинироваться до начала учебного года, так как в общей сложности иммунитет формируется чуть более 40 дней. С высказыванием министра согласились в Минобрнауки. Особо отмечается, что студенты летом будут ездить по стране и общаться со сверстниками. Это увеличивает риск передачи инфекции.
Поэтому регионы уже вводят требования по обязательной вакцинации в вузах. Так, власти Бурятии обязали прививаться от COVID-19 представителей социально активных профессий, а также студентов и лиц старше 65 лет. Прививку нужно сделать до 1 сентября. Некоторые вузы объявили, что будут заселять в общежития только привитых.
Кроме вопроса о допуске студентов на очные занятия в ближайшее время необходимо определиться с вакцинацией иностранных студентов и установить ее четкий порядок. Уже сейчас целесообразно проработать возможные варианты начала учебного года, порядок проведения практики. В зависимости от эпидемиологической ситуации речь может идти о старте учебы как в очном, так и в гибридном формате.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО:
– Инициативу коллег я поддерживаю. Более того, я сам уже провожу встречи со студентами в смешанном режиме. А на прошлой неделе встречался в таком формате с победителями олимпиад. Привившиеся студенты находились у меня в кабинете, остальные подключились к диалогу по видео-конференц-связи Microsoft Teams. Встреча прошла хорошо. Думаю, что сильные студенты уже адаптировались к разным форматам общения.
Любовь ГОГИНА, доцент кафедры деловой и политической журналистики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ:
– Полагаю, что студентов можно допустить к занятиям офлайн без прививки при условии, что преподаватели будут привиты. На мой взгляд, и привитые, и непривитые студенты могут быть носителями вируса. Вопрос о своей безопасности, о том, проходить ли вакцинацию, каждый студент должен решить самостоятельно.
София КРУГЛОВА, студентка 4‑го курса Воронежского государственного аграрного университета:
– Мне эта идея – допускать к очному обучению только привитых студентов – не нравится. Особенно непонятно с платным отделением: если я плачу за образование, я все равно должна делать прививку? Иначе меня будут учить только дистанционно? Но ведь я плачу за обычное обучение, а не за дистант. Поэтому считаю, что это несправедливо. Еще говорят, что, если есть противопоказания, можно не прививаться. То есть получается, что в коллективе все равно будут находиться непривитые и сохранится угроза заражения. Тогда зачем вообще все эти сложности?
Елена ПЕВЦОВА, доктор юридических наук, профессор вуза, Московская область:
– Одной из главных задач государства является забота о своих гражданах, о молодежи, которой принадлежит будущее. В этом смысле все меры, направленные на предотвращение распространения опасных вирусов, являются основой обеспечения права людей на физическое существование.
Пандемия подтолкнула вузы к разработке новых онлайн-курсов, что является требованием современного образования. Сегодня можно, не выходя из дома, приобрести много важных для профессии компетенций. Необходимо более активно использовать новые технологии обучения.
Смешанное образование, когда присутствуют контактные очные часы работы с преподавателем и есть возможность интерактивного общения в дистанционном формате (не только в режиме «преподаватель – студент», но и в режиме «студент – студент»), может стать весьма результативным, если оно осуществляется профессионально. А это уже задача коллективов образовательных организаций – сделать все, чтобы качество образования не страдало.
Римма ЕРМОЛЕНКО, директор Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, Карелия:
– В ПетрГУ с января организована добровольная вакцинация студентов в одном из корпусов университета. Вакцинацию проходят сотрудники и преподаватели. Мы готовы обеспечить качественное обучение в смешанном формате.
Необходимо вести разъяснительную работу со студентами в пользу вакцинации и не допускать требований, нарушающих федеральное законодательство. Информация о последствиях вакцинации, транслируемая Интернетом, порождает сомнения и страхи. Убеждать порой непросто, но другого пути пока не вижу.
Александра ГОЛОСОВА, студентка 4‑го курса педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И.Пирогова, Москва:
– Учитывая тот факт, что государство на данный момент выбрало вектор введения суровых ограничений, решение о смешанной форме обучения можно считать весьма демократичным. С одной стороны, это возможность для большинства студентов вернуться к полноценному образовательному процессу, с другой – забота о ребятах, которые не имеют спасительных антител.
Конечно, встает вопрос о техническом обеспечении дистанционных занятий на должном уровне. Также требует отдельного рассмотрения вопрос, касающийся студентов с противопоказаниями к вакцинации. Их допуск к очному обучению вызывает очевидную ассоциацию: запрет на посещение очных занятий для противников прививки вводится как форма наказания за инакомыслие.
Какое бы решение ни было принято в итоге, от государства потребуется разъяснение необходимости введенных мер. Только это поможет предотвратить волну студенческого негодования.
Татьяна М., преподаватель института, Великий Новгород:
– На мой взгляд, дистанционные лекции в наше время уже должны стать нормой. Но не совсем понятно, как быть с практикой.
Студент не поймет, выбрал ли он правильный путь, пока не посетит потенциальное место будущей работы. Особенно это касается педагогических и медицинских вузов. Что же делать? Заставлять всех студентов проходить обязательную вакцинацию перед практикой? Но так можно дойти до абсурда, спрашивая, например, справку о вакцинации у любого посетителя, заходящего, скажем, в стены школы или больницы. Я думаю, масок и других мер предосторожности для студентов вполне хватит. Тем более что студенческая группа занимается единым коллективом в течение нескольких лет, и количество людей в каждой группе, как правило, небольшое.
Комментарии