В свете последних событий, показавших, что самой активной частью нашего народонаселения наравне с пенсионерами являются студенты, власть обратила на проблемы российского студенчества самое пристальное внимание. Обсудить социальную поддержку студенчества, его проблемы и пути их решения собрались на этот раз в Государственной Думе России. Выяснилось, что проблемы у студиозусов остались те же, что и двадцать лет назад, — деньги, трудоустройство и призыв на военную службу – а вот активное желание их решать всеми возможными способами возрастает год от года.
«Самое дорогое и ценное, что у нас есть в нашей системе образования, — это наши студенты», – отметил глава Комитета по образованию Григорий Балыхин, приступая к обсуждению социальный проблем. По его словам, среди наиболее значимых вопросов, требующих решения — фиксация платы за обучение у студентов-контрактников на весь период обучения, образовательное кредитование, решение проблем с нехваткой общежитий для иногородних студентов, трудоустройство, студенческое самоуправление, отсрочка от армии студентов и молодых специалистов, аспирантов и, конечно, вопросы стипендии всех типов.
«Тема социальной поддержки студенчества, проблемы и перспективы их решения — очень актуальная и важная, – признал Григорий Балыхин. – Во все времена студенчество было лучшей и авангардной частью нашей молодежи». Глава комитета по образованию отметил также, что студенты — это те, кто в ближайшем будущем займет места в различных отраслях экономики, науки, здравоохранения и образования. Депутат подчеркнул, что модернизация — модернизацией, но с обязательным сохранением лучших традиций отечественного образования в целях обеспечения высокого качества наших специалистов.
Конечно, самыми острыми вопросами стали вопросы стипендии и общежитий. Напомним, что на данный момент академическая стипендия составляет 1100 рублей. Существуют также специальные стипендии Президента РФ и Правительства РФ (2,5 тысячи и 600 рублей соответственно) – их 20 – 40 на всю страну, и именные стипендии — Александра Солженицына, Егора Гайдара, Анатолия Собчака, составляющие от тысячи до полутора тысяч рублей. «Конечно, мы понимаем, что на всю страну это очень немного, – отметил заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки России Николай Михайлов. – Сегодня вполне способны помогать студентам и субъекты федерации, и в ряде регионов практикуется назначение губернаторских стипендий».
Михайлов, между тем, отметил, что стипендия — это в первую очередь социальная поддержка, на которую нельзя жить. «Когда мы смотрим на конкретные суммы, которые государство сегодня обеспечивает нашим студентам, то у многих это вызывает определенные вопросы, – отметил замдиректора Департамента. – К нам в департамент приходит очень много писем с просьбами и требованиями об увеличении стипендии, потому что на нее невозможно жить». Студенты, по его словам, всегда стремились и стремятся еще каким-то образом зарабатывать. В этом контексте он видит общую задачу — способствовать появлению рабочих мест, которые бы могли быть использованы студентами для дополнительной работы.
«Замена стипендий на подработку низкоквалифицированным трудом — путь к ухудшению качества образования», – отметил председатель экспертного совета по вопросам студенчества Госудумы Эдуард Темнов. И с этим сложно не согласиться. Ведь основная работа студента — это учеба, а не шестичасовая смена на «свободной кассе» в очередной фаст-фуд забегаловке.
Круглый стол об обеспечении прав российского студенчества проводился в рамках обсуждаемого законопроекта базового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Нормы, которые будут заложены в этом законе, как напомнил Григорий Балыхин, определят в том числе и судьбу студентов. Напомним, что пока еще нет даже проекта закона (существуют лишь рабочие материалы, по которым прошло общественное обсуждение, а сейчас на их основе готовится доклад президенту). По словам главы комитета по образованию, заложить в основу закона социальные гарантии студентам и проследить, чтобы нормы, гарантирующие студентам социальную обеспеченность, не были ухудшены — очень важно. Интересно, что именно ухудшение норм, а попросту — их отсутствие — обнаружили эксперты в материалах нового закона «Об образовании», в противовес действующему.
Фото автора
Комментарии