Одно из ключевых условий успеха Болонского процесса – сотрудничество и участие в нем на всех уровнях общественных организаций, вузов и студентов. Сейчас уже все согласны с тем, что одно из наиболее желательных и эффективных средств достижения этой цели – прямое и активное вовлечение студентов в процесс принятия решений, особенно в сферах управления высшим образованием и международного сотрудничества. Студенты должны с полным основанием считаться равноправными членами академического сообщества, а не простыми клиентами.
Для того чтобы по формальным признакам соответствовать европейским стандартам, нам необходимо иметь самоуправляемые студенческие организации. Какие критерии предъявляются к студенческим организациям в Европе? По словам Татьяны Хома, члена исполнительного комитета национального союза студентов в Европе (ESIB), студенческие организации современных европейских университетов должны отвечать следующим требованиям: быть независимыми от руководства университетов и министерств, прежде всего юридически и финансово; обеспечивать проведение студенческих инициатив; информировать студентов о том, каковы их права, каковы процессы, происходящие в образовании; эффективно отстаивать права студентов; быть открытыми для всех студентов; обеспечивать участие студентов в управлении университетом. При этом идеологи Болонского процесса заявляют, что студенческих самоуправляемых организаций в России нет, а если и есть, то только в зачаточном состоянии. Позволю себе с этим не согласиться. В России студенческое самоуправление уже состоялось и, возможно, даже в лучшей форме, чем в Европе.
Полноправным студенческим самоуправлением можно признать профсоюзные организации. Студенческая профсоюзная организация – общественное объединение, признаки которого, в частности, – финансовая независимость и самоуправляемость. Ее деятельность регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а это означает, что статус студенческого самоуправления в России уже закреплен законодательно. Основная цель профсоюзной организации студентов – представление, защита прав и интересов студентов. Одно из прав – право на участие в работе органов управления высшим учебным заведением, и это тоже обеспечено законодательством РФ. Заключение соглашения от имени студенческого коллектива, согласование локальных актов вуза, регулирующих социально-экономические и связанные с ними отношения в части студенчества, участие в урегулировании споров между администрацией и студентами, общественный контроль за соблюдением законодательства об образовании – исключительные полномочия студенческой профсоюзной организации.
Студенческий координационный совет Профсоюза работников народного образования и науки РФ объединяет 1,6 миллиона студентов вузов и реально представляет их интересы на федеральном уровне, вносит предложения по внесению поправок в законодательство РФ, например, в положение о стипендиальном обеспечении, о студенческих общежитиях, в бюджет и так далее. СКС построил свои отношения с основным социальным партнером – Федеральным агентством по образованию – на основании действующего соглашения о взаимодействии, согласно которому партнеры претворяют в жизнь ежегодный план основных совместных мероприятий. СКС подписал также соглашение с Российским союзом ректоров. Студенты самостоятельно решают многие проблемы, разве это не самоуправление, существующее де-факто?
Но есть и противоположная точка зрения – студенческого самоуправления в России нет, и его надо создавать. Что же нам предлагают создать? Студенческий совет, который по существу является административным органом, входящим в структуру вуза. Возможно, он и повышает степень участия студентов в управлении высшим учебным заведением, но его самостоятельность и независимость вызывают сомнение. Такое положение вновь создаваемых студенческих организаций не позволяет надеяться, что защита прав и интересов студенчества будет осуществляться в полной мере. Вместо развития студенческого самоуправления у нас пытаются структурировать студенческую среду исключительно с целью контроля, утверждая, что инициативы студентов будут эффективнее воплощаться в жизнь. В таком варианте организации «самоуправления» будут подержаны только те инициативы, которые устраивают администрацию вузов. Вместе с тем ставятся под сомнение полномочия тех организаций, которые уже существуют и реально представляют интересы студентов, поддерживают их инициативы, отстаивают именно их права, закрепленные законом. Но это по каким-то причинам замалчивают и не обсуждают, что в дальнейшем может привести не к развитию студенческого самоуправления в России, а к его деградации.
Профсоюзные лидеры различных уровней должны более активно отстаивать позицию, в соответствии с которой студенческие профсоюзные организации стали реальным самоуправлением в вузах, более того – его основой. Такая постановка вопроса нужна не столько для сохранения профсоюзных организаций студентов в принципе, сколько для сохранения одной из позитивных особенностей российской высшей школы – эффективно работающего студенческого самоуправления, основа которого – студенческие профсоюзные организации. Структурная трансформация студенческого самоуправления «сверху» – всего лишь попытка некоторых людей под эгидой Болонского процесса сделать себя игроками на политическом поле, используя студентов как разменную монету. Мы поддерживаем позицию Минобрнауки РФ о развитии студенческого самоуправления в вузах, студенты должны быть услышаны, но многие ректоры этого не понимают, считая, что они сами административными способами могут решить все вопросы. Однако существуют сферы, которые просто невозможно регулировать административным путем. Необходимо признать профсоюзные организации студентов формой студенческого самоуправления, а нашему профсоюзу следует заявлять свою позицию, проводить конференции на эти темы и привлекать к участию в них представителей всех сторон социального партнерства.
Однако существуют реальные проблемы в организации студенческого самоуправления, которые не позволяют России в полной мере соответствовать требованиям Болонской декларации. В отличие от большинства стран-участниц Болонского процесса Россия не представлена в ESIB по причине того, что сегодня не существует российской студенческой организации, чье право представлять всех или значительную часть российских студентов было бы официально подтверждено. Этим критериям в полной мере не соответствуют ни СКС, ни РАПОС. СКС не имеет юридической и финансовой самостоятельности. Это не организация, а по существу консультативный, совещательный орган общероссийского Профсоюза работников народного образования и науки, хотя это не значит, что СКС работает неэффективно. РАПОС де-факто не имеет представительства большинства студентов. Создание студенческой организации, которая смогла бы удовлетворять требованиям ESIB, или признание в качестве таковых уже существующих в России организаций, – предмет дальнейших дискуссий об интеграции России в общеевропейское образовательное пространство.
Одна из важнейших задач, возникающих в ходе Болонского процесса, – обеспечение мобильности студентов. Российское образование еще очень сильно отстает в развитии международной мобильности, занимая лишь седьмое место в мире по численности иностранных студентов (один процент от количества собственных студентов), еще меньше российских студентов обучаются сейчас за рубежом. Для студентов стран ЕС ратифицирована конвенция о стипендии, в России это не предусмотрено. Наиболее существенной проблемой для развития мобильности внутри страны и за рубежом остается отсутствие эффективной финансовой поддержки (стипендии, гранты, кредиты), а также недостаток средств у вузов для оплаты дополнительных расходов даже в случае получения грантов. Непонятно, будет ли студент обеспечен общежитием и страховкой в другой стране, сможет ли пользоваться библиотекой, компьютерными классами и так далее. Кроме того, сохраняются проблемы получения виз, оформления медицинской страховки, языкового барьера, не всегда справедливого признания результатов образования (российского – за рубежом, зарубежного – в России), большая проблема – недостаточная информированность о возможностях участия в международных обменах, отсутствие сотрудничества на уровне студенческих организаций.
Создание условий мобильности, контроль за обеспечением прав студентов в процессе обучения в другом вузе или за рубежом – задача профсоюзных организаций. Необходимо информировать студентов о правах в условиях мобильности, отслеживать их соблюдение в контрактах, при получении гранта или образовательного кредита.
Одно из направлений работы студенческих профсоюзных организаций, которое диктует нам Болонский процесс, – контроль качества образования. В России нет независимого Агентства контроля качества образования, и мы должны попытаться занять эту нишу, создать независимые центры по контролю качества, которые могли бы дать оценку того или иного предмета, курса, квалификации преподавателя. Оценка качества образования студентами не всегда совпадает с оценками преподавателей, иногда возможны кардинально противоположные точки зрения. Это еще одна тема для обсуждения в рамках Болонского процесса, создания системы мониторинга, анализа, анкетирования, а в целом – методики оценки качества.
Наша общая задача – совместными усилиями добиться того, чтобы в ходе переговоров о реализации положений Болонской декларации в России были сохранены все достижения отечественной высшей школы и одновременно с этим достигнуты новые существенные преимущества.
Комментарии