search
main
0

Студенческое самоуправление – творческая деятельность молодых

​Первая научно-практическая конференция вузов, учрежденных Правительством Москвы, «Студенческое самоуправление: анализ состояния и перспективы развития» прошла в МГПУ. Организаторами конференции выступили Департамент образования, Совет студентов и аспирантов МГПУ.

В конференции приняли участие студенты, аспиранты, сотрудники вузов и колледжей, представители молодежных общественных организаций и органов студенческого самоуправления, представители Студенческой рады Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова (Украина), профсоюзных комитетов вузов, а также эксперты в области студенческого самоуправления и молодежной политики. Участники обсудили широкий круг проблем деятельности органов самоуправления в высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях на современном этапе, расширения партнерских отношений между органами самоуправления, укрепления научных связей между специалистами, интересующимися проблемами студенческого самоуправления.На вопросы студенческой и педагогической общественности ответил первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов.С основным докладом выступил председатель студенческого Совета МГПУ Алексей Загацкий.От теории…Сегодня многие молодежные и общественные организации прорабатывают вопрос о законодательном закреплении прав органов студенческих советов, так как в действующем российском законодательстве институт студенческого самоуправления не получил надлежащего закрепления, хотя еще в 2008 году проект соответствующего закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ограничивается декларацией права студентов участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе через общественные организации (пп. 4 п. 2 ст. 16), при этом конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся согласно данному закону определяются уставом вуза и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся (п. 2 ст. 15). Таким образом, в условиях отсутствия разработанной законодательной базы организация самоуправления студентов находится в зависимости от администрации конкретного вуза. Отмечу, что в зарубежных странах (Великобритания, Германия, Польша, Украина и другие) принципы, основные права, обязанности и механизмы функционирования института самоуправления студентов закреплены на законодательном уровне.Несмотря на создание в Москве более 130 студенческих советов вузов, говорить об эффективности их работы пока сложно, так как задача студенческого самоуправления – не только организация культурных мероприятий, но и активное участие в жизни своего учебного заведения, его управлении. Во многих учебных заведениях процветает формальный подход, роль студентов в осуществлении контроля за учебным процессом, за решением вопросов жизнедеятельности вуза ограничена, в большинстве случаев студенческие советы и профкомы возглавляют не студенты или аспиранты, а преподаватели и сотрудники. Вместе с тем актуальность налаживания взаимодействия для продвижения инициатив студенческой общественности, направленных на защиту прав и интересов молодых жителей страны, возрастает.Правительство Москвы согласилось с программой воспитания московского студенчества «Молодые, свободные и целеустремленные», которая была подготовлена группой проректоров московских вузов. Она стала содержательной основой воспитательного процесса студенческой молодежи, одни из важнейших направлений которого сглаживание межнациональных конфликтов, воспитание единой общности – молодых москвичей.В этой связи следует закрепить полномочия органов студенческого самоуправления:    в части влияния на учебный процесс, например, согласование учебных планов, расписаний и др.;    административные, в том числе не менее 20% представительства в ученом совете, представительство в приемных и государственных экзаменационных комиссиях, в комиссиях при второй пересдаче;    финансового характера, то есть предусмотреть создание в каждом вузе фонда социального развития коллектива студентов, которым распоряжаются органы студенческого самоуправления, и установить процент, поступающий в этот фонд от стипендиального фонда и коммерческой деятельности вуза.Следует также в законе установить, что решения по отчислению студентов, переводу студентов с бюджетной на платную основу, повышение платы за учебу, поселение и выселение из общежития, утверждение правил внутреннего распорядка, правил общежитий и пр. производится исключительно по согласованию с органом студенческого самоуправления….к практикеСтуденческо-аспирантское самоуправление в МГПУ получило свое дальнейшее развитие в создании системы представительства в институтах и на факультетах (через работу соответствующих советов студентов и аспирантов, а также оформление четкой структуры совета). В состав совета входят 26 членов: 15 председателей советов институтов и факультетов и 11 членов совета. Вместе с тем особое внимание было уделено нормативному обеспечению деятельности совета и методическому сопровождению различных его проектов. Мы имеем Примерное положение о совете студентов и аспирантов института (факультета) университета, в которое каждый совет в случае необходимости и по согласованию с советом может вносить свои изменения и дополнения, учитывающие специфику образовательного процесса и студенческо-аспирантского самоуправления в данном институте или на факультете. Это положение находится в свободном доступе на официальном сайте университета в разделе совета и всегда доступно для ознакомления.Совет ведет большую работу. В ноябре-декабре 2010 года он принял участие в общественном обсуждении законопроекта «Об образовании в РФ», замечания и предложения были размещены на соответствующем сайте. В преддверии проведения 7 апреля 2011 года Ярмарки вакансий МГПУ совет в рамках работы Школы профориентационной работы провел анкетирование студентов по вопросам трудоустройства и востребованности профессий, обобщенные данные переданы в центр по трудоустройству выпускников. В апреле-мае в рамках фестиваля «Студенческая весна» прошло два мастер-класса Школы социального проектирования и Школы студенческого актива, этапы общеуниверситетского конкурса советов студентов и аспирантов институтов и факультетов, по результатам которых был составлен рейтинг советов. В рамках Школы социального проектирования продолжалась реализация масштабного проекта «Информатизация»: запуск группы совета в социальной сети с возможностью публикации новостей, фотографий, видеофайлов, создания тем для обсуждения, опросов общественного мнения, встреч (вся информация, размещаемая в данной группе, обязательно дублируется на официальном сайте университета в разделе совета); создание виртуальной приемной для оперативного решения возникающих проблем студенческой жизни, а также по вопросам образовательного процесса; размещение на стендах институтов и факультетов контактной информации, структуры и иной информации советов; выпуск газеты «СТУД-ИНФ» (за учебный год вышло 6 номеров), создание электронной версии газеты «СТУД-ИНФ» и информационного отдела совета – новости, сообщения и объявления в режиме реального времени; издание электронного методического пособия «В помощь лидеру студенческого самоуправления».ПроблемыВажное направление деятельности любых органов студенческо-аспирантского самоуправления – представление и защита интересов студентов и аспирантов. Помимо запросов в виртуальную приемную по общим вопросам, несколько раз студенты обращались с такими конкретными проблемами, как некачественная работа пунктов общественного питания, порядок начисления стипендий, пособий, надбавок молодым специалистам, качество преподавания по отдельным дисциплинам, ремонтные работы в спортивном зале. По мере возможностей совет оказывал необходимую помощь в решении возникших проблем.В некоторых случаях все еще сохраняются проблемы во взаимодействии органов студенческо-аспирантского самоуправления и администраций институтов и факультетов по той причине, что советы зачастую воспринимают исключительно в прикладном смысле при организации мероприятий и проведении воспитательной работы, что приводит к неправильному толкованию и самой идеи самоуправления.ПерспективыВ планах работы совета создание программы адаптации первокурсников и последующее ее внедрение в образовательный процесс, проведение в начале следующего учебного года дней первокурсника, а также общеуниверситетской презентации совета и его деятельности, проведение совместно с первичной профсоюзной организацией МГПУ образовательных семинаров для председателей и членов советов студентов и аспирантов институтов и факультетов и членов профсоюзных бюро институтов и факультетов (студентов и аспирантов университета) для совершенствования работы организаций по оказанию помощи и представления интересов обучающихся.На одном из заседаний совета (протокол №5 от 16 февраля 2011 года) мы обсудили вопрос о взаимодействии со Студенческим научным обществом, по итогам было принято решение обратиться к руководству университета и руководству общества с предложением поддержать объединение усилий в научной сфере, а также с предложением рассмотреть вопрос о включении Студенческого научного общества в структуру совета. Мы собираемся издать электронный сборник методических материалов «В помощь первокурснику» и методическое пособие «В помощь лидеру студенческого самоуправления», создать открытую лигу КВН МГПУ «СовИН», провести серию игр «Что? Где? Когда?», наладить сотрудничество с Самарским филиалом университета по вопросам студенческо-аспирантского самоуправления.Совет студентов и аспирантов МГПУ – добровольный орган студенческого и аспирантского самоуправления, созданный на основе равноправия его участников, законности, гласности и выборности. Вместе с тем не стоит воспринимать совет как закрытую и обособленную организацию, мы всегда открыты для конструктивного диалога и сотрудничества в духе равноправных партнерских отношений со всеми сторонами образовательного процесса на благо университета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте