search
main
0

Студенческий театр: пульс еще бьется Несмотря на отсутствие молодежного репертуара

В свое время студенческий театр удивлял не только широкую публику, но и искушенных театралов. С приходом перестройки и последующей капитализацией России студенческий театр заглох и голоса не подавал, а если и подавал, то мало кто его слышал. За таким страшным ударом по культуре и духовности вообще и громкими стенаниями по этому поводу тихие, робкие рыдания студенческого театра, конечно же, услышаны не были…
Но Феникс потому и Феникс, что умеет восставать из пепла. Студенческий театр еще раз доказал, что искусство вечно, а театр бессмертен. Вспоминаю первый фестиваль студенческих театров России. В первом году третьего тысячелетия открылась новая страница его, надеюсь, вечной жизни.
Часть молодых театров для большей правды лучше называть драматическими кружками. Но есть среди них и вполне зрелые творческие коллективы, а главное, живут и здравствуют старые, опытные, закаленные славой и невзгодами театры. Театры, составляющие национальное культурное достояние, такие, как Театр-студия Санкт-Петербургского государственного университета, “Манекен” Южно-Уральского государственного университета. Их немного, сохранивших в полной мере свой творческий потенциал, но они есть. А значит, будет преемственность, будет продолжение жизни вечно молодого студенческого театра.
Главное, что волнует студентов-актеров, – не поиски места под солнцем, не прагматическое высчитывание путей к личному благополучию, а поиски смысла жизни, поиски путей к совершенству и ответственности каждого за все прожитое и сделанное.
Не все театры могут поделиться со своими зрителями ясным и четким пониманием главных целей пребывания человека в этом мире. Да и есть ли кто-нибудь уяснивший их? Но ряд театров демонстрирует четкую нравственную позицию и делится своим пониманием перспективы этих поисков. И позиция студенческих театров радует. Я лично никогда не видел такого оптимистического, светлого спектакля по произведениям Нины Садур, как спектакль театра-студии Санкт-Петербургского госуниверситета “3 Садур 3” (“Поле”, “Группа товарищей”, “Сила волос”).
Пожалуй, главное, что волнует студенческий театр, – современный мир и отношение к нему. Наиболее яркой работой, раскрывающей эту проблему, был спектакль по мотивам трагедии В. Шекспира “Не только о Ромео и Джульетте” театра “Бенефис” Псковского педагогического комплекса. Театр видит современное общество жестоким, где властвуют грубая сила, подлость, коварство и ненависть, где обречены на гибель любовь, доброта, красота. Казалось бы, у зрителей должно возникнуть мрачное чувство безысходности, но его нет. А дело в том, что в спектакле пронзительно звучит резкое неприятие такого мира, и зрители, присоединяясь к позиции театра, как бы создают непреодолимый барьер бездуховности и жестокости.
Другие театры выбирают иной путь. Например, театр “Манекен” в своем блестящем спектакле А. Слаповского “Шнурок, или Любовь до востребования” показывает зрителям великолепие мира, красоту любви и великую ценность человека. Думается, такой подход правильный и эффективный. Ведь не секрет, что большая часть молодежи, выросшая в атмосфере бездуховности, цинизма и прагматизма, этих духовно-нравственных понятий просто не знает. Даже любовь для многих сегодня – не более чем похотливое соитие…
В перечне острых современных проблем есть и проблема личности и государства. Однако внятного разговора на эту тему пока не состоялось, да и быть не могло, так как пьес об этом современные драматурги не написали. Вот и приходится театрам обращаться к архивам и вытаскивать хоть что-нибудь более или менее отвечающее запросам души. Так появился спектакль И. Крылова “Подщипа” театральной студии “Театр N” Астраханского государственного технического университета. Великий баснописец был слабоватым драматургом, и его произведения не в состоянии поднять даже крепкие профессиональные театры. По этой причине молодой театр был обречен на неуспех. Но уж очень хотелось поговорить на животрепещущую тему.
Подобный просчет совершил не только начинающий “Театр N”. По той же причине появился на фестивале спектакль “Манфред” Дж. Байрона (театр “Профиль” Челябинского государственного педагогического университета). Писалась эта драма не для театра, а исключительно для чтения. Она лишена драматургического действенного развития и потому противопоказана сцене.
Но оба означенных произведения рассматривают весьма важные для современного молодого человека темы, что привлекает режиссеров и актеров студенческих театров. Отметим здесь, что современные наши драматурги не предлагают молодежным театрам столь емких по проблематике пьес, и их вины в этом нет. Отсутствует сколько-нибудь разумный государственный заказ драматургам, а для молодежного любительского театра его вообще не существует. Вот где не мешало бы проявить себя функционерам молодежной политики и культуры! Но увы и ах, в этом секторе молодежной политики – штиль и безмолвие.
Сегодня остро встает вопрос о полноценной учебе прежде всего режиссеров. Современный театр интенсивно развивается. И трудно, а порой и невозможно режиссерам студенческих театров уследить за новациями, а тем более осваивать их и применять на практике. Нужны лаборатории, где могла бы происходить “перекачка” теоретических и практических знаний от высокопрофессионального информированного мастера к ученикам.
Как видим, жизнь у студенческих театров непростая. Можно, конечно, плакать, когда руководство изгоняет театр из стен вуза из-за того, что ему не нравится стилевое решение или новая экспериментальная работа. Но можно улыбнуться и поискать подвал, куда, конечно же, придут студенты.
Но это только одна из граней жизни и приключений студенческого театра. Самое удивительное приключение состоит в том, что он, пройдя тернии и гибельные ловушки, расставленные ему жизнью, выжил и набирает силу. А жить ему надо хотя бы потому, что для многих студентов он единственная возможность приобщения к театральному искусству.
Ну а кафедрой для распространения “многого доброго” он был и останется навсегда.

Олег ТОЛЧЕНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте