Где современные школьники черпают информацию о любом из сотни московских колледжей? В колледжах на днях открытых дверей, в сети Интернет, на образовательных выставках. В 2011-2012 учебном году появился новый проводник профориентации – студенческий пресс-центр московских колледжей. Плодотворной оказалась научно-педагогическая инициатива, рожденная в НИИРПО, поддержанная «Учительской газетой – Москва», поселившаяся в стенах Московского дома научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования. 160 девушек и юношей из 48 московских колледжей и 4 школ стали участниками живого PR-сопровождения профобразования Москвы. Когда студенты сами пишут и говорят о себе и своих профессиях – это лучшая реклама московским колледжам. 29 мая прошел круглый стол НИИРПО и МДНТХТ по теме «Студенческий пресс-центр московских колледжей: инновационная образовательная практика».
Педагогическая инициация создания студенческого пресс-центра на образовательном ресурсе программ дополнительного образования для студентов СПО воплотилась делами творческой команды талантливых и целеустремленных педагогов и методистов Анны Кошкиной, Елены Тян, Ольги Соловьевой, Ивана Путинцева, Ирины Максимовой. Многие из них попали в систему профобразования случайно (скажем, психолог Яна Кузнецова и журналист Валерия Ножкина), но оказались навсегда влюблены в нее. Анна Кошкина, опытный тележурналист, побывав с телевизионной группой в колледжах, поразилась масштабам преобразований, визуальной привлекательности и социальной значимости тем и сюжетов профессионального образования.Чтобы Москва лучше узнала о своих колледжах, студенты колледжей учились основам журналистики, фотомастерства, тележурналистики, развивали в тренингах свои лидерские и коммуникативные качества, выезжали на редакционные задания, на городские мероприятия системы профобразования Москвы. Студенты учились писать и говорить, брать интервью, снимать, монтировать, размещать на сайтах свою информацию. За учебный год студенты подготовили более 70 публикаций в «Учительской газете – Москва», более 40 материалов для сайта МДНТХТ и Департамента образования, вышло в эфир несколько студенческих телепередач. Многие студенты имеют по несколько публикаций: Евгения Третьякова, Ирина Сапожникова, Марина Кузнецова, Андрей Пригара, Мария Носикова и многие другие. Студенческий пресс-центр начал выпускать учебную электронную газету «Голос студента», провел конкурс журналистских дебютов «Колледж – территория надежд».Студенческий пресс-центр в течение учебного года скромно выполнял свою профориентационную функцию и миссию PR-сопровождения профобразования. За учебный год создан системный студенческий контент публикаций, который навсегда «прописался» на официальном сайте «Учительской газеты». В yandex-запросе на словосочетание «московский колледж» выдается 18 миллионов ответов, кстати, в том числе благодаря электронной версии «Учительской газеты – Москва», где с 2011 года опубликовано более сотни статей студентов московских колледжей. По результатам этой работы в 2012 году в НИИРПО напечатаны дайджесты публикаций «УГ-М»: «Мастера воспитания», «Московский колледж глазами студентов». Для истории московского профобразования эта ситуация уникальна – впервые опубликованные студенческие работы собраны, систематизированы и создают позитивное представление о системе профобразования. Предварительные результаты PR-сопровождения профобразования налицо, но все же не в этом новизна идей реализации студенческого пресс-центра.Ключ нашего подхода – образовательный ресурс программ дополнительного образования. Поэтапное увеличение числа обучающихся колледжей, охваченных программами дополнительного образования, отражает развитие воспитательных пространств колледжей, где дополнительное образование интегрировано в процесс непрерывного профессионального образования, структурировано в подразделения культурно-досуговых или молодежных центров (например, колледжи №7, 8, 14, 23, 34).Количество программ дополнительного образования, реализуемых в колледжах с 2007 по 2010 год, увеличилось в 3,1 раза с 516 дополнительных образовательных программ в 2007 г. до 1612 в 2010 г. В системе профессионального образования наибольшую популярность приобрели художественно-эстетическая направленность (600 творческих объединений), физкультурно-спортивная (510 секций), научно-техническая направленность (180 объединений).Проведенный анализ выявил слабое звено развития дополнительного образования в колледжах – недостаточность программ дополнительного образования социально-педагогической направленности, в частности в сфере связей с общественностью и журналистики, и как следствие – недостаточную развитость студенческой прессы. В системе среднего профессионального образования недостаточно распространены дополнительные образовательные программы по журналистике, телевизионной журналистике, фотожурналистике, лидерству и коммуникациям. Актуальность таких программ очевидна. Ведь в настоящее время конкурентоспособными качествами выпускников колледжей, востребованными работодателями, выступают социальные компетенции, умения активно общаться, взаимодействовать в команде, принимать решения, брать ответственность на себя, решать поставленные задачи в сроки, транслировать сообществу о профессиональных достижениях. Повышается потребность в специалистах, обладающих ключевыми компетенциями активных коммуникантов: умениями говорить, писать, фиксировать события на фото- и видеокамеру, обрабатывать, представлять результаты творческой деятельности в PR-продуктах, размещать их в интернет-сетях.Следует отметить, что большинство ассоциаций работодателей имеют корпоративные печатные издания. Работодатели приветствуют молодых специалистов, потенциально готовых стать общественными корреспондентами корпоративных СМИ. Уместно упоминание о массовой практике рабочих корреспондентов в 20-80-е годы XX века, благодаря чему эффективно действовало массовое рабселькоровское движение. Доступностью и активностью участия инженерно-технических работников и представителей рабочих профессий в публикациях в средствах массовой информации обеспечивался механизм информационной непрерывности, подлинной связи с производством.Таким образом, анализ образовательной практики показал устойчивую потребность системы профессионального образования в создании, поддержке и развитии студенческой прессы в колледжах.Информатизация образования, деятельность официальных сайтов образовательных учреждений, сетевые студенческие и молодежные интернет-сообщества создают необходимые предпосылки для более активного вовлечения обучающихся и студентов среднего профессионального образования в процесс позитивных социальных коммуникаций в интернет-сетях и популяризации профессионального образования.Важнейшим механизмом выступает студенческая пресса, развитие и поддержка студенческих пресс-сообществ в разнообразных формах («пресс-центр», «пресс-клуб», «телестудия», «электронная газета», «студенческое информационное агентство»). Многие колледжи имеют самостоятельные издания, представленные на официальных сайтах студенческими газетами, форумами, тематическими рубриками. Электронные газеты, видеофильмы, компьютерные презентации и иные информационные продукты студенческой творческой деятельности стали фактическим показателем созданных в колледже педагогической среды воспитания, воспитательного пространства, субъектной деятельности обучающихся.Участие студентов в создании и реализации студенческой прессы в колледже имеет значимый позитивный резонанс. Студенческая газета в колледже – действующий механизм развития демократизма и самоуправления, полисубъектной деятельности, социальных компетенций и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Для поддержки и реального развития студенческой прессы в колледже необходимо обеспечить образовательный ресурс студенческого пресс-центра, в процессе которого студенты могут приобретать социальные компетенции общественных корреспондентов, учатся самостоятельно создавать и размещать информационный контент о себе, профессиях, специальностях, по которым обучаются, о своих альма-матер – образовательных учреждениях среднего профессионального образования.Анализ периодических публикаций, телевизионных и радиопередач в средствах массовой информации о достижениях, социально значимых событиях, реальных проблемах и методах их решения, о ключевых персоналиях в системе среднего профессионального образования показывает недостаточность отражения проблематики среднего профессионального образования в СМИ. Молодежные СМИ имеют интернет-ресурсы, представлены широким перечнем глянцевых печатных изданий. Для целевой аудитории обучающейся молодежи издают и бесплатно распространяют доступные печатные издания, например журналы, учредителями которых стали учреждения Департамента семейной и молодежной политики Москвы. В официальных молодежных изданиях показаны позитивные процессы в молодежной среде, раскрывается позитивный волонтерский опыт, даются рекомендации психологов по построению образа «я», описываются механизмы поиска работы и построения профессиональной карьеры. Журналы, учредителями которых стали редакционные коллективы, целевой аудиторией определяют категории вузовской студенческой молодежи, клубной молодежи, работающей молодежи. Основная тематика этих изданий – сфера развлечений и досуга. Издания ориентируют читателей на ценности потребительского индивидуализма и гедонизма. Темы социальной значимости деятельности человека, ценности труда и профессий, актуальности самоопределения, поиска смыслообразующих концептов жизни имеют в молодежных СМИ сниженный фокус отражения. Тематика достижений, персоналий учреждений профессионального образования не представлена, поскольку не отвечает форматам концепций молодежных СМИ.Самостоятельного зарегистрированного средства массовой информации обучающихся и студентов системы среднего профессионального образования Москвы в настоящее время нет. Однако около 15% колледжей имеют свои студенческие издания, не зарегистрированные как средства массовой информации, выходящие с помощью технических средств копировальной оргтехники или в электронном формате на официальных сайтах колледжей. Некоторые московские колледжи (№12, 14, 23, 26, 37, 56, 57) издают печатные издания – газеты и журналы, однако с недостаточной периодичностью издания.Независимое педагогическое издание «Учительская газета – Москва» остается в настоящее время единственным СМИ, которое доступно для публикаций студентов московских колледжей, если оглядеться на всем образовательном и информационном пространстве РФ, то эта ситуация редчайшая, уникальная и заслуживает государственной поддержки и оценки.Если студенческий пресс-центр московских колледжей будет творчески плодотворно действовать, «Учительская газета – Москва» отзовется студенческими публикациями. Ведь сакраментальный смысл заключен в этом: московское учительство должно читать своих учеников как книгу! Или как газету! Или как сводку информационных новостей в Сети! Чтобы лучше знать и понимать. Чтобы лучше учить…
Комментарии