Третий год в отдаленном агропромышленном Шаховском районе благодаря региональному комплексному проекту модернизации образования успешно развивается работа по расширению общественного участия в управлении образованием, в том числе путем создания школьных управляющих советов, муниципального и поселенческих советов по реализации приоритетного национального проекта «Образование».
В райцентр мы перебрались из села Середа, – рассказывает парикмахер Наталья Котова, председатель управляющего совета Шаховской гимназии, – поэтому, когда я привела в первый класс своего сына, хотелось побольше узнать об учебном заведении, чем оно отличается от школы, в которой я училась. Знакомилась с учителями, задавала вопросы. Активность мою заметили и вот уже девять лет подряд избирают меня членом родительского комитета. Конечно, за это время я хорошо познакомилась с педагогическим коллективом, знаю очень многих родителей, вижу проблемы гимназии. С октября 2007-го я возглавляю гимназический управляющий совет, в который помимо меня избраны еще пять родителей, три педагога, трое учащихся старших классов. Собираемся мы по мере необходимости, но не реже раза в четверть. Рассматривали и решали такие вопросы: выработка предложений по итогам обсуждения проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; итоги и результаты работы гимназии в 2008-2009 учебном году; согласование размера выплат стимулирующего характера педагогическим работникам; о ходе ремонтных работ по замене электропроводки и реконструкции кровли; согласование кандидатуры уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса; проведение косметического ремонта классов в период летних каникул, организация летнего пришкольного лагеря и трудоустройство ребят.
Важнейшим делом управляющего совета сразу после его создания стало участие в распределении стимулирующих выплат педагогам гимназии. При этом члены совета анализировали деятельность каждого учителя за полгода, изучали факторы, влияющие на размер стимулирующих выплат: внедрение современных технологий, оказание помощи детям с ослабленным здоровьем, одаренным детям, насыщенность работы классного руководителя, рассматривали мнения специалистов управления образования, которые выезжали в школы, разрабатывали и определяли базовые контрольные показатели. Педагоги с решениями совета соглашались, а поскольку подобные итоги работы подводятся здесь каждые шесть месяцев, то у учителей всегда есть возможность услышать пожелания родителей и учеников.
Одно из приоритетных направлений работы управляющего совета – сохранение здоровья детей. Территория гимназии объявлена зоной здорового образа жизни. Одним из первых дел руководителя управляющего совета было содействие в обустройстве медицинского кабинета.
Когда озаботились качеством и калорийностью приготавливаемых в столовой блюд (многие гимназисты из дальних деревень, из неполных и неблагополучных семей), члены управляющего совета несколько раз приходили в пять тридцать утра на закладку продуктов.
Прошлой осенью после летних каникул подростков накрыла волна моды на наколки. Родителям пришлось срочно собираться, и с участием ребят были внесены поправки в «Правила поведения гимназиста», в которых запретили и пирсинг, и татуировки, и на косметику был наложен регламент.
Из-за кризиса, сокращения управленческих аппаратов сложилась уникальная ситуация, при которой бывшие районные отделы культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта оказались в структуре управления образования, стали действовать в одной упряжке. Это позволило стереть прежние ведомственные барьеры, не делить детей, подростков, молодежь по их принадлежности к различным коллективам и дало возможность объединять кадровые и материальные ресурсы. Совместное проведение фестиваля малокомплектных школ и фестиваля общеобразовательных школ, когда педагогические коллективы представили лучшие стороны учебной работы, культработники заботились о творческой стороне презентации школ, молодежные клубы показали страничку о патриотической и поисковой работе, показало лучшие стороны каждого партнера. Выяснилось, что учителя, например, сильней в организационных вопросах и содержательной части мероприятий, культработники – мастера по разработке сценариев, подготовке и оформлению сценических площадок, светового, музыкального и звукового оформления, работники подростково-молодежных клубов умеют собрать аудиторию и увлечь общим делом старшеклассников, студенческую и рабочую молодежь, работники спорта – мастера по проведению игр на свежем воздухе, заражают всех азартом и духом соперничества.
В Шаховском районе на базе малокомплектных школ стараются создавать уникальные учреждения, например, центры образования. В обновленной бывшей малокомплектной школе путем компьютерных технологий дистанционного обучения или иным образом можно реализовать идею индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Одним из наиболее значимых результатов общей работы стала доступность получения информации о содержании и качестве образовательных услуг. Во всех школах были проведены публичные доклады, созданы регулярно обновляющиеся школьные сайты, жизнь школ широко освещается в средствах массовой информации. Педагоги школ и дошкольных учреждений активно участвуют в презентации опыта своей работы на районном и областном уровнях.
Задачи, стоящие ныне перед учреждениями образования в условиях сокращаемого финансирования, весьма сложны. Ясно, что, только объединив усилия учащихся, педагогов, родителей и общественности, мы сумеем добиться успехов в обучении и воспитании учащихся, сохранении и укреплении их здоровья, нацеливании на социально значимые проекты, некоторые из которых способствуют позитивному преобразованию малой родины уже сейчас.
Татьяна РУЛИНА,
заместитель директора учебно-методического центра
Шаховской район
Комментарии