search
main
0

«Строительный материал» для души

В СМИ от государственных чиновников высокого ранга часто слышу: «Стране нужны инженеры». Люди, считающие так, не ставят под сомнение, что гуманитарное образование необходимо инженеру так же, как и техническое. Просто они не договаривают фразу до конца, им кажется, что это очевидно. Оказывается, нет. Работая учителем, сталкиваюсь с родителями, которые убеждены, что гуманитарные дисциплины сейчас не нужны, читать «Войну и мир» не надо, осваивать языковые нормы не стоит.

Такие родители не видят главное: язык, особенно представленный в своих лучших образцах – художественных произведениях, играет большую роль в становлении человека. Через него в наше сознание попадают представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, с его  помощью мы познаем окружающий мир и  самореализуемся. Он  связующая нить между поколениями, настоящий хранитель нашей истории и культуры. Школьные уроки по-прежнему остаются прекрасной средой для формирования полноценной языковой личности ребенка. Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку образованному, много знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли. Ученики вместе с наставником усваивают огромные массивы информации, учатся ориентироваться в безбрежном море выработанных культурой понятий, примериваются к различным, выраженным в слове типам поведения, выбирают стратегию собственного развития.Уроки же русского языка и литературы для формирования языковой личности бесценны. Знакомясь с системой языка, ее единицами, ребята замирают от восхищения перед этой совершенной, математически выверенной конструкцией.Само понятие «своя культура» становится близким. Ребята (почти как Илья Ильич Обломов в монологе «А кто он такой, другой?») осознанно оценивают себя, сограждан и современное общественное устройство, ищут «развилки исторического и культурного развития», с помощью слова моделируют будущее, находят в текстах и классифицируют открытые мыслителями ценности, самоопределяются. Ведут диалог. «Чистоту нравственного чувства» хранит Слово, обеспечивая духовное здоровье нации и человечества. Поэтому, наверное, надо попросить людей, отвечающих за развитие государства, свою мысль выражать полно, например, так: «Стране нужны читающие, знающие свой язык и свою культуру инженеры».​Оксана ЗАРУБИНА, учитель русского языка и литературы школы № 24, Старый Оскол, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте