search
main
0

Строить армию будущего. Назначен новый министр обороны России

Ни для кого не секрет, что техническая оснащенность – это один из важнейших факторов, определяющих боеспособность любой армии. До последнего времени ресурсные возможности не позволяли России осуществлять широкомасштабное обновление парка боевой техники. При этом основная часть вооружения, имеющегося в войсках, была разработана уже больше 20 лет назад. Тем не менее ситуация постепенно меняется. Россия в последнее время уделяет все большее внимание переоснащению своей армии современными образцами вооружения и военной техники (ВВТ), чему в немалой степени способствует рост расходов государства на оборону. Недавно глава разведуправления Пентагона Майкл Мэйплз заявил, что боевая и оперативно-тактическая подготовка Российской армии сейчас находится на самом высоком уровне со времен распада СССР. Некоторое беспокойство США вызывает тот факт, что российское Минобороны придает первостепенное значение перевооружению армии и модернизации имеющихся вооружений, а также возрождению оборонно-промышленного потенциала. Это лишь доказывает тот факт, что российские вооруженные силы приобретают новый усовершенствованный облик.

Досье «УГ»Анатолий Эдуардович СЕРДЮКОВ родился 8 января 1962 г. в п. Холмский Абинского района Краснодарского края. В 1984 г. окончил Ленинградский институт советской торговли, а в 2001 г. – Санкт-Петербургский государственный университет. По специальности – экономист, юрист. С 1984 по 1985 г. проходил службу в рядах Вооруженных Сил. С 2000 по 2004 г. – заместитель руководителя инспекции, заместитель, руководитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками по г. Санкт-Петербургу. В 2004-м – заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам и временно исполняющий обязанности министра Российской Федерации по налогам и сборам. 27 июля 2004 года назначен руководителем Федеральной налоговой службы.

Кстати, если в 2001 году по статье «Национальная безопасность» военному ведомству было выделено лишь чуть 214 млрд. рублей, то в этом году военные расходы составят 821 миллиард. Этого достаточно только в случае, если мы эти деньги будем с умом расходовать.

Доля оборонных расходов у нас по-прежнему не превышает 3 процентов внутреннего валового продукта. Причем все большая часть средств идет именно на развитие Вооруженных Сил РФ и подобная тенденция сохранится в будущем. Так, если в прошлом году на эти цели было выделено около 44 процентов военного бюджета, то к 2011 году примерно половина оборонных денег пойдет на развитие армии, причем большую часть этих средств планируется израсходовать на массовые серийные закупки ВВТ.

К примеру, гособоронзаказ 2007 года предполагает выделение 300 млрд. рублей, из которых более 144 млрд. пойдут на оснащение Вооруженных Сил. В частности, приобретение 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических аппаратов и столько же ракет-носителей. На эти деньги планируется оснастить новыми и модернизированными образцами одну эскадрилью Дальней авиации, 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов.

Немалые суммы потратят на закупку, ремонт и модернизацию средств связи и систем управления, артиллерийских орудий и противотанковых комплексов, боевых машин десанта и автомобильной техники.

Что же касается дальнейших перспектив, то они отражены в новой Государственной программе вооружения, рассчитанной на 2007-2015 годы. На ее реализацию предусмотрено выделить почти пяти триллионов рублей, на которые предполагается в числе прочего полностью переоснастить стратегические ядерные силы России. Так, Минобороны намерено поставить на боевое дежурство 34 шахтные пусковые установки и командных пункта, 66 грунтовых подвижных комплексов «Тополь-М», иметь в составе ВВС 50 стратегических ракетоносцев (Ту-160, Ту-95 МС); развернуть серийное строительство и планово вводить в состав флота ракетные подводные лодки стратегического назначения проекта 955/955А (до 8 единиц); создать космические системы разведки, связи и ретрансляции, топогеодезии, обнаружения стартов баллистических ракет и управления; завершить строительство стартовых комплексов «Ангара» и «Союз-2»; полностью восстановить замкнутое периферийное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении; повысить на 20 процентов боевые возможности авиации и войск ПВО. Кроме того, в Сухопутных войсках планируется полностью перевооружить 40 танковых, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов. 5 ракетных бригад оснастят новейшим ракетными комплексами «Искандер-М», а 2 реактивных полка – модернизированными реактивными системами залпового огня «Ураган-1М». Будет закуплено 116 тысяч автомобилей. Флот получит 31 новый корабль. Всего же в рамках новой программы вооружения в армии и на флоте будет заменено около 45 процентов имеющейся боевой техники.

Большое значение в этом деле отводится создаваемому сейчас Федеральному агентству по закупкам вооружения военной, специальной техники и материальных средств. Положительный эффект возымело объединение в одних руках рычагов управления оборонным ведомством и оборонно-промышленного комплекса, создание в новом формате Военно-промышленной комиссии. Такой подход существенно улучшил координацию действий заказчиков и поставщиков военной продукции.

Понятно, что тот развал в государстве, который имел место в начале 90-х годов в РФ, не мог объективно не затронуть армию. Но положение меняется. Только в прошлом году проведено 50 полноценных командно-штабных учений и тренировок оперативного и стратегического масштаба. К примеру, на учениях 2-й общевойсковой армии в Приволжско-Уральском округе для переброски войск понадобилось более ста эшелонов. Так активно Вооруженные Силы не готовились, пожалуй, со времен Советского Союза. Учения, полеты, морские походы и ракетные пуски – это уже не экстраординарные события, а обычные будни.

И еще. В будущем Россия может обновить свою военную доктрину, но перед этим тогда необходимо принять новую доктрину национальной безопасности. Недавно первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов, до недавнего времени возглавлявший Минобороны РФ, назвал ошибкой ликвидацию Россией ракет средней дальности. «Я бы этого не делал. Потому что сейчас в мире десятки государств стали обладать ракетами средней дальности. А только мы и США не имеем права иметь такое оружие. Оно бы нам не помешало», – отметил он.

Впрочем, Россия оставляет за собой право на превентивный удар в случае агрессии, но он не будет ядерным. Ядерное оружие – больше политическое оружие, оружие сдерживания. Но что касается использования ядерного оружия в случае агрессии против Российской Федерации, естественно он будет применено – для чего же оно создавалось?..

Очевидно, что рост обороноспособности России настораживает потенциальных противников Москвы. Но следует отметить, что Россия основную долю средств тратит на оборонительные виды ВВТ, что сочетается с ее военной доктриной. Вряд ли странам Запада стоит так опасаться модернизации оборонного потенциала России. Это скорее в интересах обеспечения общей безопасности, нежели возвращение в лоно «холодной войны». Хотя, как показывает практика, некоторым западным политикам очень хочется, чтобы в России видели не стратегического партнера, а мнимого соперника…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте