Наверное, многие знают золотое правило, что для успешного развития ребенка школа и семья должны идти рука об руку. Но что же делать для поддержания этого союза? Первое, что приходит на ум, – это традиционные родительские собрания, индивидуальные консультации с учителями и специалистами, ну и, конечно, набирающие обороты в современности онлайн-встречи и родительские чаты.
На родительских собраниях обычно обсуждаются школьная жизнь детей, их поведение, оценки, делаются объявления о школьных мероприятиях, организовываются опросы родителей, заполнение разных документов, в родительских чатах же происходит дальнейшее обсуждение всего сказанного и поднимается много других вопросов, касающихся учебного процесса. А если у родителя возникнет необходимость подробнее обсудить школьную жизнь своего ребенка, можно организовать индивидуальную встречу. Все эти мероприятия, безусловно, идут на пользу школьной успешности ребенка, способствуют учету его индивидуальных особенностей, обеспечивают обратную связь. Но мы здесь упускаем один важный аспект: психологическое благополучие самих родителей, их поддержку и восполнение жизненных ресурсов, что особенно актуально для родителей детей с учебными трудностями или особыми образовательными потребностями. Они могут чувствовать себя беспомощными, не зная, куда обратиться за поддержкой, чтобы хоть немного отвлечься от советов по преодолению проблем ребенка и сместить фокус внимания на восполнение собственного ресурса, ведь нет ничего лучше для развития ребенка, чем включенные, отдохнувшие и полные энтузиазма родители.
И здесь мы приходим к идее родительского клуба не как образовательного лектория, а как пространства открытого общения и поддержки, главными принципами которого выступают добровольное участие, возможность высказаться и отсутствие осуждения. Здесь родители могут не только обсудить успехи своего ребенка, но и поделиться опытом, найти сопереживание, общаясь с теми, кто сталкивается с аналогичными проблемами, что помогает не чувствовать себя одинокими.
В этом учебном году в нашей школе родительский клуб начал свою работу в новом формате. Каждый месяц организованы встречи, тренинги, обсуждения. По большей части их ведут педагоги-психологи, но по запросу и в зависимости от темы включаются другие специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог. Темы тщательно выбираются в соответствии с наиболее частыми запросами родителей. Например, в этом году были организованы встречи клуба по вопросам адаптации обучающихся, роли матери и отца в воспитании детей, а также нашими специалистами был проведен мастер-класс по созданию дидактических игр и пособий дома из подручных материалов.
Встреча родительского клуба строится следующим образом: основная часть (раскрытие темы, тренинговые упражнения), обсуждение интересующих вопросов с психологами или приглашенными специалистами, в завершение обратная связь.
Преимущество такого формата родительских встреч в их расслабленной и доброжелательной атмосфере, что идет на контрасте с традиционными родительскими собраниями. У каждого есть возможность высказаться, спросить совета. Помимо рекомендаций, дискуссий и разборов на встречах проводятся тренинговые упражнения, помогающие снять напряжение. Так, на одной из встреч нами было проведено упражнение «Ласковые слова», где родителям предлагалось вспомнить, как их ласково называли в детстве. Поначалу это задание вызвало неловкость у родителей, но в итоге никто не остался в стороне, все закончили упражнение с улыбками на лицах. Подобные активности для родителей не оказывают прямого влияния на школьные успехи ребенка. Однако улыбка мамы порой может быть важнее пятерки или похвалы учителя.
Еще одно важное преимущество клуба – учет пожеланий родителей. В конце каждой встречи организуется обратная связь: родители отмечают наиболее понравившиеся виды активности и сами предлагают темы для обсуждения на последующих встречах. Это обеспечивает актуальность содержания и искреннюю заинтересованность участников встречи, благодаря чему собрания проходят очень плодотворно. И хотя посещаемость может быть не так велика, как на традиционных встречах, присутствующие всегда включены в сотрудничество, что, безусловно, радует нас как организаторов, ведь гораздо приятнее иметь активную, замотивированную аудиторию.
Родительский клуб – это действительно работающая и перспективная идея, внедрение и развитие которой в школах и детских садах дает неоценимый ресурс в укреплении связей между школой и семьей, в конечном итоге улучшая психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.
Юлия ДЕНЬЩИКОВА, Полина ЕФИМОВА, Елизавета СТЕПАНЮК, педагоги-психологи специальной (коррекционной) школы №571
Комментарии