search
main
0

Строго по назначению . Бюджетные средства должны работать на развитие

Концепция модернизации системы образования строится по принципу: Федерация предлагает приоритетные направления, а регион их реализует на практике. Почему? Прежде всего, потому что прописать конкретные мероприятия, например, для Петербурга или, скажем, Орла нельзя. Нужно учитывать все, вплоть до географического положения субъекта. Протяжка оптоволокна, к примеру, в Петербурге принципиально иная, чем, допустим, на равнинной местности в Самарской области. Такой учет удобнее всего делать на местах. Поэтому у образовательной системы Санкт-Петербурга есть свое региональное понимание всех аспектов информатизации. В том числе актуальности этой проблемы и целесообразности использования тех или иных ресурсов: экономических, организационных, правовых.

По словам начальника отдела модернизации образования, международного, регионального сотрудничества и общественных связей Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Леонида Илюшина, Санкт-Петербург уже давно, разумеется, с подачи федерального центра последовательно реализует шаги по осуществлению информатизации в образовательной системе города.

– У нас действительно своя ситуация: высокотехнологичный город, огромная концентрация учебных заведений, в том числе повышенного статуса, – говорит Илюшин. – Как такового ежегодного итога реализации программы мы не подводим, поскольку субъект Федерации действует по своему календарю. Сегодня политика Комитета по образованию такова: продолжать курс на информатизацию системы, более эффективно использовать ресурсы. Первым этапом можно считать интенсивное наполнение системы образования оборудованием. Индекс оснащенности системы образования оборудованием у нас (при основной единице – компьютерном классе на 13 машин) – 90% учебных заведений, но при этом необходимо учитывать, что в некоторых школах может быть несколько компьютерных классов, а в некоторых – ни одного. Отдельные начальные школы, к примеру, не имеют компьютерных классов, но у них есть компьютеры для работы учителей и администрации. Другие школы проводят занятия на базе внешкольных учебных комбинатов в рамках преподавания учебного курса «Технология». В общей сложности сегодня в 700 школах города – 1104 компьютерных класса. Еще одна цифра: во всем мире за единицу оснащенности школ компьютером берется соотношение количества учеников на один компьютер. У нас оно в пределах 40 человек на машину. Это может показаться не очень оптимистичным, однако если взять цифры в масштабах России, то в других регионах есть план только к концу 2005 года выйти на показатель: 50 учеников на один компьютер.

– А какова эта цифра в Европе?

– Средний показатель там: 10 человек на компьютер.

– Обеспечение техникой – это первый этап. Что дальше?

– Мы считаем очень важным наличие инфраструктуры. Обозначать это как просто подключение школ к интернету, наверное, неправильно. Давайте определим это как наличие телекоммуникационной инфраструктуры. А что касается вопроса выхода в Сеть, то образовательные учреждения подключаются к интернету несколькими способами. Один из них – высокоскоростное подключение с помощью выделенных линий. Подобным способом у нас подключены Приморский район, часть Центрального и Адмиралтейского. Есть также варианты обеспечения образовательных учреждений интернетом через радиосвязь: например, Кронштадтский район, а также часть Невского района будут работать в интернете по радиодоступу. В целом количество школ, имеющих возможность доступа к интернету, составляет 75%. Конечно, если наличие выхода в интернет сделать самоцелью, то можно достичь и 100% в ближайшее время. Но интернет-ресурс является не только информационным, но и коммуникационным ресурсом, то есть ресурсом общения. Это еще и взаимодействие школ с органами управления, телеконференции, взаимодействие с вузами. Эту задачу решать сложнее. Она требует вложения не столько сугубо материальных ресурсов, сколько организационных, научных, педагогических. Это задача ближайшего будущего.

На наш взгляд, сегодня очень важно, чтобы поступающие в бюджет, в том числе и на информатизацию, деньги расходовались бы на качественное изменение содержания, управления образованием, кадровым потенциалом. Если по-прежнему ставить целью только оснащение школ техникой, то этого недостаточно. В 2006 году петербургской школе предстоит переход на финансовую самостоятельность, и это позволит ей быть в принятии решений более гибкой. Конечно, количество денег, поступающих в школу, не увеличится, но увеличится маневренность ими. Условно говоря, школа сможет решать, нужен ли ей еще один мультимедийный проектор, который стоит достаточно дорого, или есть смысл послать учителей на программу повышения квалификации, где интенсивно учат работе с этим мультимедийным ресурсом на уроке или после него. И тогда не случится ситуация: в школе, к примеру, два проектора, но коэффициент их использования очень низкий. Обучение информационным технологиям учителей – одна из приоритетных задач, поэтому средства, согласно нашей стратегии модернизации и информатизации как части этой модернизации, будут вкладываться в процессы переподготовки и повышения квалификации учителей, а также создания экспертизы того программного продукта, который есть сегодня.

Во всем мире не придумано иных целей информатизации, кроме двух. Первая из них – это совершенствование качества образования. Если информационные технологии не влияют на качество образования, не помогают учителю, то они не нужны. Более того, это бездумное расходование средств. Вторая цель – это влияние информатизации на процессы, происходящие в образовании, и прежде всего на процессы управления. Это опять-таки взаимодействие, которое впрямую на качество урока не влияет, но обеспечивает устойчивое развитие системы: интенсивный обмен информацией внутри, возможность доступа учителей к электронному ресурсу, создание информационных банков, баз данных, значительное упрощение во временном и затратном плане статистики и, как следствие, возможность осуществления мониторинга. По поводу последнего приведу пример: в Приморском районе почти полностью проведено оптоволокно, и когда системные администраторы школ находятся в Сети, это автоматически отражается на дисплее того сервера, к которому они подключены. Сразу виден индекс активности. Любопытна ситуация: в дневное учебное время он низок и начинает увеличиваться к вечеру. Нельзя сказать, что это плохо, но это означает, что впрямую к образовательному процессу это отношения не имеет.

– Леонид Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какое место в программе информатизации занимает подготовка кадров.

– У нас 72 тысячи работников образовательных учреждений. По идее каждый из них, если мы хотим иметь информатизацию Сети, должен пройти определенную программу подготовки информационным технологиям. Таких программ повышения квалификации разработано достаточно много, в том числе под эгидой Комитета по образованию. Все они согласованы, имеют лиценции. Где осуществляется обучение? До последнего времени крупнейшим поставщиком такой переподготовки была Федерация Интернет Образования при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Несмотря на то, что ФИО свою деятельность закончила, СПбГУИТМО оставляет за собой социальную функцию: учить педагогов. При объеме своих площадей, машин, преподавательского состава они могут в год брать порядка 1200 человек.

Второй по объемности ресурс переподготовки учителей – это Центр информационных технологий и коммуникаций при Комитете по образованию. Он всем знаком по аббревиатуре ЕГЭ, потому что на базе этого центра в прошлом году проходило все техническое оснащение ЕГЭ. Но ЕГЭ – лишь одно из направлений, а основная миссия ЦИТ – педагогическая, то есть последипломное образование и переподготовка учителей. Здесь тоже существует много различных программ, в том числе и для обучения учителей-предметников. Их учат методикам включения информационного ресурса в традиционную для них дидактику, методику. Проходимость – 800 человек в год. Также в процессе переподготовки учителей принимает участие Санкт-Петербургская государственная академия последипломного педагогического образования, на базе которой есть методический кабинет информатики. Еще одна точка – районные информационные центры. Какие-то из них являются подразделениями методического центра, какие-то – самостоятельными учреждениями, но функционал у них определен и одна из задач – переподготовка учителей. Вообще идеология подготовки такая: в ЦИТ происходит первоначальное обучение, затем предметники идут в СПбГАППО и учатся использовать информационные технологии в своих предметных областях, потом в СПБГУИТМО, где их уже знакомят с интернет-технологиями: поиск образовательных ресурсов в сети.

– А Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена в этот ряд вписывается?

– Здесь два аспекта. Во-первых, педагогический университет учит студентов, и мы каждый год рассчитываем, что часть этих студентов пойдет в школу. Поэтому поддерживаем все, что касается включения информационных технологий в учебный процесс. Здесь же, в РГПУ, проходят повышение квалификации учителя. В целом курс Комитета в вопросах переподготовки учителей в городе – это развитие добрососедской конкуренции. Не для того, чтобы удалить кого-то с рынка, а для того, чтобы заполнить ниши, которых еще много. Освоение информационных технологий в управленческом, предметном плане – одна из них.

– А как обстоит дело с финансированием программы информатизации?

– В силу разных причин существовала опасность, что в 2004 году денег на информатизацию не будет выделено вообще. Однако через механизм поправок к городскому бюджету, взаимодействие с депутатами ЗАКСа, Комитету по образованию удалось получить порядка 70 миллионов рублей на информатизацию. Другое дело, что средства поступили в основном в виде оборудования. Но это тоже неплохой вариант. По крайней мере, это адресная программа, предусматривающая оснащение оборудованием образовательных учреждений всех районов города. Это, так сказать, первичное накопление информационного капитала. Мы как отраслевой Комитет осуществляем постоянный мониторинг того, что происходит с выделенным оборудованием. Сегодня индекс часов загруженности техники в неделю низкий. Примерно три часа в день. По сути, это только уроки информатики, хотя потенциальный ресурс гораздо больше. Комитет по образованию всегда будет отстаивать позицию: давайте смотреть, как используется оборудование. Если существует подход изменения уклада школьной жизни с помощью информационных технологий, значит, имеет смысл добиваться поставки техники в данное образовательное учреждение.

Главное на сегодняшний день – выработать логику согласования с Законодательным собранием Санкт-Петербурга адресной программы по информатизации. Необходимо, чтобы участие Комитета по образованию было на каждом из этапов подготовки и принятия соответствующей строчки бюджета. Возьмем, допустим, поставку в школы кабинетов технологических (физика, химия). Просто раздавать их по заявкам школ – нерационально. Если школа имеет наработки по реализации какого-то профиля, сообщество продвинутых учителей, то есть большая вероятность, что она станет ресурсным центром.

Тогда целесообразно обеспечить ее необходимым оборудованием. То же должно происходить в отношении информационных ресурсов. В 2005 году будем стараться сделать все, чтобы бюджетные средства, даже если они выражены только в компьютерах и компьютерных классах, были использованы по назначению и способствовали развитию системы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте