search
main
0

Строчная ч. или Как стать грамотным

Современное общество стремительно развивается, и основной вклад в его развитие вносят информационно-коммуникационные технологии. В связи с этим возникла острая необходимость использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование информационных технологий в процессе обучения способствует интенсификации процесса обучения, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, повышению педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Агинское – районный административный центр Саянского района, расположенный примерно в 200 км к юго-востоку от Красноярска. Агинская средняя школа №1 – самая большая в Саянском районе. Здесь обучаются 657 учеников с 1-го по 11-й классы, работают 65 педагогов.

Коллектив агинской средней школы №1 работает над программой «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьное образование» второй учебный год, успешно выполнив задачи первого этапа «Компьютерная грамотность»:

Создание представления у педагогов-предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.

Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.

Создание экспериментальной площадки по ИКТ.

Определение круга педагогов, которые будут работать по проблеме использования ИКТ в учебном процессе.

Создание творческих групп учащихся, руководителями которых станут педагоги экспериментальной группы.

Начало проектной работы учащихся.

Для внедрения информационных технологий в процесс обучения необходимо было организовать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомить с современными информационными технологиями. Организовать обучение всех учителей на базе ИПК РО и Федерации Интернет Образования Красноярска не представлялось возможным. Было принято решение о разработке курсов для учителей-предметников, реализуемых на базе школы, используя материалы московской Федерации Интернет Образования. Основная задача курсов – освоение работниками школы (учителями-предметниками, администрацией, учителями начальных классов) отраслью информационных технологий с учетом собственной профессиональной деятельности. Курс пользователей предусматривает обучение педагогов основному курсу плюс дополнительный материал для выделенных групп работников школ. Схема 1.

Основной курс состоит из следующих разделов:

– Устройство персонального компьютера.

– Основы работы в операционной системе Windows.

– Microsoft Word.

– Электронный документооборот с использованием Outlook Express.

– Power Point.

– Работа с медиаресурсами.

Дополнительные разделы

Для администрации школы – Система управления базами данных.

Для учителей физико-математического профиля – Microsoft Excel.

Для учителей технологии – Использование графических возможностей компьютера.

Для учителей начальных классов – Особенности работы с компьютером детей младшего школьного возраста.

Педагоги школы, прошедшие курсы обучения пользователя ПК, включались в работу по внедрению ИКТ. Исходя из этого методическая работа в школе осуществлялась на основе индивидуального и дифференцированного подходов к педагогическим работникам, постепенно приобщая их к выполнению посильных для них в данный момент творческих заданий. Некоторые учителя повысили свою квалификацию в области ИКТ на базе ИПК РО и ФИО Красноярска, ФИО Москвы. Схема 2.

На базе школы была создана экспериментальная площадка, в состав которой вошли педагоги самых разных учебных предметов.

В школе широко ведется работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Учителя-предметники используют современные технологии в своей работе. Регулярно проводят занятия в лаборатории информационных технологий. В школе создан Web-сайт, на котором содержится самая свежая информация. В этом учебном году к школьному сайту подключили спутниковый канал единой образовательной информационной среды.

Выход в интернет в школе возможен только с одного компьютера по коммутируемому каналу телефонной связи при скорости 28,8 кбит/с, поэтому школьный сайт может функционировать только внутри школьной локальной сети.

В 2003 – 2004 учебном году перед коллективом педагогов ставились следующие задачи:

– Мотивация учителя для использования ИКТ в учебном процессе. Расширение круга педагогов, участвующих в эксперименте по внедрению ИКТ.

– Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе.

– Техническое оснащение школы.

– Формирование единого информационного пространства школы.

Реализация второго этапа требует огромных временных затрат и в первую очередь наличия желания у педагогов заниматься этой проблемой. Администрация школы приняла решение о проведении школьного конкурса «ИКТ в творчестве учителя». Главная цель конкурса – выявление творчески работающих педагогов школы, повышение их квалификации в области применения ИКТ, распространение успешного опыта педагогической деятельности.

Содержание конкурса:

Разработка серии уроков по определенной теме с использованием ИКТ.

Проведение открытого урока с использованием ИКТ.

Выступление на конференции с докладом «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебных предметов».

Каждый педагог, решивший принять участие в конкурсе, подавал письменную заявку на участие в конкурсе. В заявке конкурсант отвечал на ряд вопросов: Ф.И.О. Преподаваемый предмет. Имеется ли опыт работы с компьютером? Консультации какого характера вам необходимы?

Последний вопрос очень важен, т.к. он помог выстроить цепочку дальнейших действий. Для конкурсантов было выделено время в лаборатории ИКТ для работы. Постоянно с ними работал консультант Марина Юрьевна Швецова, которая оказывала консультативную помощь (разработка презентаций, сканирование, обработка изображений и звука).

По окончании первого этапа конкурса конкурсанты представили в экспертный совет разработки своих уроков с использованием ИКТ. Очень отрадно, что в конкурсе приняли участие педагоги с различным стажем педагогической работы и разным уровнем работы на компьютере. Членам экспертного совета пришлось нелегко при оценивании представленных материалов. Ведь в каждом материале – своя изюминка.

Открытые уроки финалистов конкурса поразили членов экспертного совета разнообразием методики использования ИКТ.

Урок иностранного языка (английский) в 7-м классе. Тема урока: Национальные парки США, Великобритании и России. Учитель Анна Евгеньевна Кузьмина. На уроке были использованы мультимедийные программные комплексы: «Профессор Хиггинс», игра «составь предложение Sentence Builder». Для проведения урока учителем были разработаны: презентация «Национальные парки», документ (письмо) «Приглашение на конференцию по экологии», документ (заготовка таблицы). Ученики представили себя в роли американских, английских и русских ученых-экологов. Дети совершили путешествие «на самолете» в город Новосибирск, где проходила научная конференция по экологии. Учащиеся освещали проблемы экологии в своей стране. По окончании конференции было необходимо заполнить подготовленную учителем таблицу, в которой учащиеся показали знания, полученные на уроке.

Анна Евгеньевна стала победителем школьного конкурса.

Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: Прописная и строчная буква Ч. Учитель Ольга Александровна Кошкина. Урок проводился с использованием презентации, разработанной учителем. Наличие в презентации анимации, звуковых фрагментов, красочного оформления позволили сделать урок более красочным и эмоциональным, что очень важно для первоклассников. На уроке ученики проговаривали за компьютером звуки и скороговорки, играли, писали и рисовали. Первоклассники, едва изучив алфавит и научившись читать по слогам, бойко владели «мышью», отвечали на поставленные учителем вопросы. Им настолько было интересно заниматься в компьютерном классе, что они не переставали восклицать: « Ух, ты! Ого! Ах, ты!», чем и привели в изумление членов комиссии на открытом уроке. Ольга Александровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «За многогранность использования ИКТ в профессиональной деятельности», обладателем приза зрительских симпатий.

Урок математики в 4-м классе. Тема урока: Решение задач на движение. Учитель Светлана Петровна Шутова. Учащиеся решали и составляли с помощью компьютера задачи различных уровней сложности. Учителем было предусмотрено чередование различных видов деятельности, чтобы каждый ученик смог индивидуально поработать с компьютером. «Умная машина» оценивала их знания. Впечатления у детей начальной школы были самые радостные. Оставалось только навсегда закрепить такую мотивацию к учению. Светлана Петровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучшие учебные презентации к урокам».

Урок развития речи в 8-м классе. Тема урока: Подготовка к сочинению по картине. Учитель Татьяна Ивановна Дроздова. Учителем была разработана презентация, содержащая подробное описание урока развития речи по теме « Сочинение по картине И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Для подготовки и проведения урока использовался мультимедийный комплекс «Шедевры русской живописи». Ученики активно отвечали на вопросы, связанные с исторической обстановкой, с историей создания картины, активно делились впечатлениями от картины, спорили о ее актуальности и значимости. Татьяна Ивановна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучшие методические материалы к урокам».

Урок иностранного языка (английский). Тема урока: Обобщающий урок по теме «Погода», Future Simple, выражение «to be going to». Учитель Татьяна Петровна Артюхова. Учитель продемонстрировал яркие и обширные возможности применения ИКТ на своих уроках: работа с картой Европы, которая была отсканирована учителем, составление метеокарты в разных странах Европы, написание сочинений – посланий друзьям. Учащиеся работали на уроке в разных режимах – индивидуальная, парная и фронтальная работы. На уроке ученики отправляли и получали сообщения с использованием Outlook Express. Согласно полученному сообщению символами наносили на карте Европы прогноз погоды, используя графический редактор Paint. Работали с мультимедийным программным комплексом: «Профессор Хиггинс». Татьяна Петровна является лауреатом школьного конкурса в номинации «Лучший открытый урок».

Финалисты конкурса выступили на конференции с докладами по теме: «Мой взгляд на использование ИКТ в преподавании учебного предмета». На конференции у педагогов школы была возможность задать вопросы конкурсантам. По итогам конференции определился лауреат конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий».

По материалам школьного конкурса было снято и оцифровано два видеофильма, оформляется методический сайт.

Хочется отметить, что такая творческая работа коллектива возможна благодаря заинтересованности со стороны администрации школы и всего коллектива учителей.

Инна ГАММЕРШМИДТ, заместитель директора по научно-методической работе; Дмитрий ГАММЕРШМИДТ, координатор информационно-коммуникационных технологий агинской школы №1, село Агинское, Саянский район, Красноярский край

P.S. Мы будем рады узнать об организации информационного пространства в других школах России. Ждем писем и рады обменяться опытом.

E-mail: dmi-hammer@yandex.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте