search
main
0

Стремления и перспективы

Система наставничества как инструмент профессионального самоопределения молодых педагогов

Поводом для этой публикации послужила победа команды СКОШИ №79 в конкурсе Московской городской организации Общероссийского профсоюза наставников и систем наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций города Москвы «Наставник молодых педагогов»-2023. Мы стали призером (2‑е место) в номинации «Лучшая система наставничества».

Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Наша система наставничества – это пока еще формируемая система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в коррекционной школе интернатного типа для обучения детей с ОВЗ/инвалидностью (умственной отсталостью и другими ментальными нарушениями).

В 2019 году был принят локальный акт по наставничеству, начата работа в этом направлении. В настоящее время в школе принято переработанное положение о наставничестве (утверждено приказом директора №31‑од от 1.09.2022).

Теперь предусмотрена система стимулирования (материальная и нематериальная) – с сентября 2022 года действуют изменения, внесенные в положение об оплате труда в части осуществления наставничества.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с умственной отсталостью педагог является главным ресурсом образовательной организации в процессах инновационного развития образовательной деятельности. Это значит, что для качественного решения поставленных во ФГОС общего образования задач наши учителя осваивают новые компетенции для основы становления высокого качества образования, развивают навыки и умения аналитической культуры, продуктивной педагогической деятельности, проектирования индивидуальной профессиональной карьеры, совершенствуют собственную образовательную практику, адаптируются к изменяющимся условиям, создают и транслируют качественный образовательный продукт.

Учитывая предъявляемые современной педагогической реальностью требования к организации и содержанию специального коррекционного образования в московской школе, в нашей образовательной организации считаем важным создание условий для профессионального развития педагогов, ориентированных на их интересы, потребности и дефициты, способствующие проектированию такой коррекционно-развивающей среды, которая содействует саморазвитию и самообразованию каждого конкретного учителя. Наш опыт по результатам конкурсной экспертизы показал, что для эффективного решения этой задачи можно использовать потенциал школьной системы наставничества. Реализация программ наставничества в отношении молодых и вновь принятых в нашу школу педагогов позволяет активно включать их в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в достижении образовательных целей.

Основа модели системы наставничества нашей школы – актуализация образовательного пространства для каждого конкретного педагога, при этом целевые установки развития задает сам наставляемый.

Наставник, осуществляя персональное сопровождение наставляемого в процессе построения его профессиональной карьеры, обеспечивает индивидуализацию образования, предполагающую создание условий для профессионального развития каждого наставляемого по индивидуальной траектории с учетом его образовательных потребностей, выбор актуальных для него содержания и форм собственного образования.

Деятельность наставника направлена на организацию условий для входа каждого наставляемого в процесс специального коррекционного образования как в процесс управления собственной траекторией профессионального развития.

Наставник помогает наставляемому осознать свои профессиональные дефициты, возможности и перспективы, сделать самостоятельный выбор форм дополнительного профессионального образования, разработать индивидуальную образовательную программу профессионального развития.

Основные аспекты работы наставника в отношении индивидуальной профессиональной карьеры наставляемого заключаются в следующем:

– актуализация для наставляемого поля его профессиональной деятельности (ценностные ориентации в профессии олигофренопедагога, личные предпочтения, границы деятельности, проблемы и успехи в практике, соотношение профессиональных компетенций, требуемых практикой, и личного опыта профессиональной деятельности);

– помощь в разработке индивидуальной программы профессионального развития наставляемого;

– организация процесса дополнительного профессионального образования, адекватного потребностям наставляемого;

– организация рефлексивного поля при реализации индивидуальной программы профессионального развития наставляемого;

– организация условий для активного вхождения наставляемого в профессиональное сообщество специалистов коррекционно-развивающих и помогающих профессий и позиционирования себя в нем;

– возможность применения наставляемым результатов своего обучения через систему образовательных событий в школе;

– анализ совместно с наставляемым содержания и динамики его индивидуальной программы профессионального развития.

Реализация школьной программы наставничества включает семь основных этапов:

  1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
  2. Формирование базы наставляемых.
  3. Формирование базы наставников.
  4. Отбор и обучение наставников. Пока собираем предварительные запросы от потенциальных наставляемых и выбираем соответствующих этим запросам наставников. Этап имеет для нас стратегическое значение и задает вектор всей программе наставничества. Успех программы зависит от того, насколько точно на первом этапе определены цели и задачи программы наставничества, подобрана ответственная за ее реализацию команда, определены наставники.
  5. Формирование наставнических пар или мини-групп.
  6. Организация работы наставнических пар или мини-групп (проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития каждого наставляемого).
  7. Завершение наставничества.

Наставник работает с наставляемым по следующим задачам:

– повысить мотивацию наставляемых к самообразованию и профессиональному развитию;

– обеспечить условия индивидуализации процесса образования наставляемых;

– обеспечить технологическое и методическое сопровождение наставляемых в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития;

– осуществить мониторинг новых образовательных результатов наставляемых и выявить полученные эффекты в условиях введения наставничества.

Наставник выполняет следующие функции в отношении наставляемого и школьной программы наставничества как части системы наставничества школы в целом:

– диагностическая, включающая сбор данных об уровне сформированности профессионально значимых качеств наставляемых, мотивах, готовности в целом к образованию и самообразованию;

– проектировочная, предусматривающая разработку индивидуальной образовательной траектории;

– реализационная, включающая сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной траектории наставляемого;

– аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории.

Конкретизация, значимость, актуальность и сроки достижения задач для наставляемых прописываются в соответствии с их индивидуальным планом. Индивидуальная образовательная программа педагога составляется в рамках консультаций «наставник – наставляемому» на основе анализа кейса образовательных услуг и содержит все возможные формы дополнительного профессионального образования: курсы, семинары, научно-практические конференции, образовательные события, стажировки, мастер-классы. В плане индивидуального продвижения (карьерограмме) отражены основные направления профессиональной деятельности педагога, сроки и предполагаемые результаты их осуществления.

Задачи образовательной организации, решаемые в системе наставничества, следующие:

– ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов;

– ввести их в корпоративную культуру;

– ознакомить молодых и вновь принятых педагогов с концептуальными идеями развития системы образования Москвы, сетью образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, информационным порталом о столичном образовании «Школа большого города», интернет-телеканалом «Московский образовательный», доступностью образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, просветительскими, культурно-историческими и спортивными программами для развития талантов каждого московского школьника, проектами (Московская электронная школа, предпрофессиональное образование, городские образовательные проекты, профессиональное образование города Москвы, «Московское долголетие»);

– ознакомить с программами обучения МЦРКПО, результатом которых является проект, направленный на решение актуальных задач, стоящих перед школой, например «Классный руководитель – руководитель класса»;

– ознакомить с проектом «Кадры системы образования города Москвы», использованием ресурсов «Открытого департамента».

Мы планируем программу наставничества и индивидуальную траекторию наставляемого таким образом, чтобы результатом был высокий уровень включенности молодого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов педагога.

Ожидаем, что реализуемая нами деятельность еще окажет и уже оказывает положительное влияние на уровень профессиональной подготовки как наставляемого, так и наставника, ведь именно эта работа стимулирует к постоянному активному самообразованию.

Александр ПОЛЯКОВ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №79;
Марина ЗИНЧЕНКО, методист специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №79

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте