search
main
0

Стремление к власти и влияние на нее. Тема «Политика и власть». 10-й класс

Зачем людям политика? Может ли простой человек понять политику? Может ли общество существовать без власти? Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Рекомендуем повторить: основные сферы жизни общества; понятие «социальный институт»; социальная структура общества.

Слово «политика» у всех «на слуху». Достаточно взять в руки газету или включить новостную программу телевидения. И в курсе истории к политике государств и государственных деятелей вы обращались многократно. Представление о политической жизни вы также получали в обществоведческом курсе основной школы. Кто-нибудь из вас может сомневаться: «Зачем мне знать о политике?» Ответ вы найдете в словах французского писателя А. Ривароля: «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок». В науке политика рассматривается в трех измерениях: 1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей; 2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом; 3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями. Рассмотрим политику в этих трех аспектах.

Политическая деятельность

и общество

Про политическую деятельность иногда говорят как о действии – «на политической сцене». Какие же «актеры» действуют на этой сцене? Или, по-научному, кто может быть субъектом политики?

Очевидно, что этими субъектами являются люди. Немецкий ученый М. Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда, например, раз в четыре года участвуем в выборах депутатов парламента. Политиком «по совместительству» является деятель общественно-политической организации, который, не прекращая своей основной профессиональной деятельности (например, врача, бизнесмена и т.п.), одновременно занимается и политикой, которая не становится для него первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. «Профессиональными политиками» являются те, кто живет «для политики» либо «за счет» политики. Для этих деятелей политика – главное занятие жизни и главное условие их материального благосостояния.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоев, этнических общностей, сословий и т.п.). Вы можете сами вспомнить исторические события, в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы людей, объединенных общим интересом.

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Из курса истории вы знаете о лейбористах и консерваторах в Великобритании, демократах и республиканцах в США, о партиях, возникших в России в начале ХХ века, и других. Самым активным субъектом политики является государство. Не случайно учебники истории часто сообщают сведения о внутренней и внешней политике того или иного государства, правительства, государственного деятеля.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политическими элитами. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации и т.п. Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает ее от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной – социальная сфера, молодежной политики – молодежь и т.п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней – мировое сообщество, международные отношения. Подумайте, что является объектами экологического, демографического, научно-технического, аграрного и иных направлений политики, о которых вы знаете.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определенных социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам. Отсюда ее заинтересованность в сохранении или изменении сложившихся общественных порядков. Она стремится обеспечить такие общественные условия (учреждения, порядки, правовые нормы и т.п.), которые делают более доступными для нее материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей входящих в эту группу людей. Например, общим интересом определенной этнической группы является создание благоприятных условий для развития национальной культуры, языка, сохранения природной среды в местах ее проживания.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее четко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты. Эти цели, как правило, предполагают участие во власти либо воздействие на власть. Это еще один важнейший признак политической деятельности. Вот как определял понятие «политика» М. Вебер: «…Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и многие другие. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства». Так, экстремистские организации, заявляя о борьбе за национальные интересы, считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые не имеют отношения к их заботам; взорвать дом, где живут ни в чем не повинные люди; брать и убивать заложников. Политический терроризм представляет большую опасность для общества.

На вопрос, допустимы ли любые средства для достижения благих целей, государственные деятели и политические мыслители в разное время давали различные ответы. Так, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) признавал заслуживающими похвалы такие качества государя (главы государства), как верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако «ради сохранения государства, писал Н.Макиавелли, он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Государь должен «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Есть и другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось (вспомните о деятельности в России «Народной воли»).

На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества. А как думаете вы?

Политическая сфера и политические институты

Политическая сфера – это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке. Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы). В свою очередь государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она охватывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия – это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т.п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется «Законом о политических партиях» (2001 г.). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии согласно закону являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собою большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия – это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.

Политические отношения

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения:

между государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

между государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

между государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

между политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

между государством и гражданами;

между различными государствами на международной арене;

между государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (пример: избиратели и определенная партия); сотрудничества (пример: определенная партия и профсоюзы); союза (скажем, нескольких государств); конфликта (например, между государствами или между государством и той или иной социальной группой) и т.д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Итак, политические отношения – это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами.

Политическая власть

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения – это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления – политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов. Так что же такое политическая власть?

Напомним, что любая власть (военная, власть родителей, власть руководителя предприятия и т.п.) означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Тот, кто имеет власть (субъект власти), отдает приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо выполняет их (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Возникновение власти вызвано потребностью регулировать социальные отношения, согласовывать несовпадающие интересы, придать взаимодействиям между людьми целесообразность и организованность. Власть возникла уже в древности, поскольку без власти общество не может сохранить свою целостность и жизнеспособность, происходит разрушение социальных связей.

В обществе существуют различные виды власти. Кратко охарактеризуем основные.

Власть экономическая – власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д.

Социальная власть – это возможность влиять на положение различных слоев населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп.

Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации. Это контроль над средствами массовой информации – газетами, радио, телевидением.

Принудительная власть означает контроль над людьми с помощью физической силы или угрозы ее применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти. Во-первых, она распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства. Ее распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвертых, для нее характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Политическая власть имеет множество разновидностей. С точки зрения своего предназначения выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть. По месту в структуре власти различают центральную, региональную и местную власть. По основному субъекту – монархическую и республиканскую.

Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, но не только, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях (партиях, движениях, партийных фракциях в парламенте), независимо от того, находятся ли они у власти или в оппозиции.

Таким образом, политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» – это ключевые понятия общественной науки, называемой «политология».

Основные понятия: политика; политические отношения; политический институт; власть; политическая власть; политическая партия.

Термины: политическая элита; сфера политики; санкции; политология.

Практические выводы

1. Если вы хотите разгадать «загадки политики», подумайте, в чьих интересах принимаются определенные политические решения, осуществляются те или иные политические действия.

2. Чтобы выработать собственную политическую позицию, постарайтесь выяснить, какие политические цели формируют лидеры или организации, претендующие на то, чтобы представлять социальные группы, к которым принадлежите вы сами, ваша семья (наемные рабочие или госслужащие, предприниматели или фермеры и т.д.). Подумайте, совпадают ли провозглашаемые цели и задачи с вашими интересами.

3. Помните, что очень большой общностью является весь многонациональный народ России. Отвечают ли его интересам заявления и призывы тех или иных лидеров, партий, организаций?

4. Постарайтесь оценить средства достижения цели, предлагаемые или используемые лидерами и организациями, привлекающими ваше внимание. Считаете ли вы эти средства достойными?

5. Поскольку вы тоже субъект политики, определите характер своих отношений с различными политическими институтами. Склоняетесь ли вы к их поддержке, намерены ли противостоять им, предпочтете ли иные формы отношений.

Документ

Иван Александрович Ильин (1883-1954) – русский философ, был выслан за границу большевиками в 1922 г. Приводится фрагмент из его книги «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956 г.).

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и его авторитетом. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать – значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопросы и задания к документу: 1) Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чем смысл этих высказываний? 2) Как И.А.Ильин видит соотношение психического и духовного начала во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы? 3) В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется? 4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Вопросы для самопроверки

1. Какова структура политики как деятельности?

2. Что входит в понятие «сфера политики»?

3. Какие социальные отношения являются политическими?

4. Охарактеризуйте субъектов политики.

5. В чем заключаются политические интересы?

6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

7. В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»?

8. Дайте характеристику партии как политического института.

9. В чем состоит сущность власти?

10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

11. В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

Задания

1. Как вы думаете, кто был заинтересован в устранении с политической сцены П.А.Столыпина? Аргументируйте свой ответ.

2. Если бы вы были лидером партии, называющей себя «народно-прогрессивной», какие цели вы бы выдвинули на период до 2010 года?

3. Попробуйте истолковать изречение польского писателя Станислава Ежи Леца: «Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени».

4. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти ХХ века:

Наш паровоз, вперед лети!

В коммуне – остановка.

Иного нет у нас пути –

В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

5. В 2002 году Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создает юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтет экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности так же, как лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

Мысли мудрых

«Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам».

Хань-Фэй (280-233 до н.э.) –

китайский философ

«Действовать в одно и то же время на пользу частным интересам и на пользу всеобщую – это верх политического искусства».

Ашерни Франсуа Луи’д (1733-1815) –

французский литератор

Леонид БОГОЛЮБОВ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте