Людмила Владимировна АНДРИАНОВА, победитель конкурса «Учитель года» по ЕАО, учитель русского языка и литературы, музыки, а также изо школы №2 поселка Николаевка Смидовичского района, сразу заинтересовала меня своим необычным путем в профессию. Рассказывает, что в школе очень любила математику и в вуз поступила именно на факультет математики. Но, проучившись курс, поняла, что высшую математику ей не осилить на том уровне, которого она добивалась, и взяла академический отпуск. Слушая ее, я думаю, что ключевые слова здесь – «добиться высокого уровня».
Возможно, еще тогда было заложено первое, пусть пока неосознанное, стремление к совершенству в избранном деле, а потом и к участию в конкурсах. Учась в школе, Людмила Владимировна параллельно окончила музыкальную школу. После академического отпуска поступила в Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша на музыкальное отделение и окончила его по классу «Фортепиано». А потом решила, что все же нужно завершить свое высшее образование, и в 2002 году окончила филологический факультет Хабаровского государственного педагогического университета. Таким образом, молодая учительница пришла в школу, имея несколько специальностей.
Как именно она решила стать педагогом? Нет, в семье никто не преподавал. Но ее с детства поражало, как из букв складываются слова, как можно постепенно прочесть целую историю и узнать много нового! Помнит первую самостоятельно прочитанную книгу – повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек», перечитывала ее несколько раз, потом читала со своими детьми. Основное влияние, считает Людмила Андрианова, на нее оказали учителя, и в начальной школе, и далее на всех ступенях обучения.
– Понимаете, меня всегда завораживал весь процесс. Учитель каждый день объясняет материал, а ученики его слушают. Мне очень хотелось самой проверять тетради, узнать и понять, откуда же учительница знает, что верно, а что неправильно. Мечтала, как вырасту и сама буду это делать! – делится Людмила Владимировна.
Уже в младших классах она занималась с отстающими или с теми, кто пропустил какую-то тему по болезни, и тогда начала понимать, как важно уметь объяснить, поделиться своими знаниями с другими. Мне это сразу напомнило, как я занималась с отстающими или пропустившими уроки по уважительной причине одноклассниками. Более того, старшая сестра приводила своих друзей, чтобы я помогла им разобраться с английским. Вот уж я гордилась тем, что знаю больше, чем старшеклассники!
Задаю традиционный вопрос о нагрузке. 48 часов в неделю, три смены, весь день в школе, среди детей. Я в уме делю 48 на 6, получается 8 уроков в день. Объясняется такая огромная нагрузка тем, что в школах катастрофически не хватает учителей. Помню, несколько лет назад одной из постоянных тем в СМИ было неуклонное старение учительского корпуса. Видимо, теперь настал период, когда работавшие до последнего пенсионеры совсем состарились, а на смену им никто не пришел. Детей надо учить, нельзя бросать их на произвол судьбы. Может быть, кто-то из них потом вернется в родную школу и будет учить следующее поколение. Спрашиваю, как Людмила Владимировна пришла на конкурс «Учитель года». Сначала ее пригласила к себе в кабинет директор школы Светлана Иосифовна Макарова и предложила принять участие в самом престижном конкурсе страны. Далее школа обеспечила поддержку, прежде всего замену учительницы. Большую помощь оказывала Наталья Юрьевна Гузева, специалист Института развития образования. И все ученики были за, потому что не сомневались в своей учительнице. Глядя на улыбку Людмилы Владимировны, видя ее энтузиазм и доброту, я становлюсь уверена, что передо мной сидит знакомый образ под названием «любимая учительница».
– Я пришла на первый этап, считая, что могу получить что-то на муниципальном уровне, и быстро поняла, что почти ничего не знаю о том, как проходит такое многоступенчатое мероприятие! – делится Людмила Андрианова. – Испытала настоящий шок. Нужно было систематизировать все методические наработки, научиться работать с незнакомыми людьми, давать не только свои открытые уроки, но и уроки в чужих школах.
Нет, Людмила Владимировна не пыталась показывать нечто единичное, созданное специально для конкурса. Все уроки она уже проводила, пропускала через себя, знала, как реагируют ученики. Однако на конкурсе царила особая атмосфера, вокруг были профессионалы высокого уровня. И ей все понравилось. Захотелось узнать больше, познакомиться с коллегами, проходившими те же этапы и испытывавшими те же волнения. А потом возникло желание победить. Ее кредо совпадает с мнение м педагогов, которых я повстречала, сама участвуя в конкурсах разного уровня. Процесс познания бесконечен, и всегда нужно стремиться к совершенству. Конечно, каждый из нас совершает ошибки, не всегда удается быть во всем первым. Но это не значит, что нужно опускать руки. Нет, нужно идти вперед. Ошибки не надо усугублять, их надо исправлять.
В своем подходе к общению с детьми она старается придерживаться нескольких ключевых моментов.
– Во-первых, уметь слушать и слышать, откликаясь на самые незначительные, на первый взгляд, просьбы. Во-вторых, уважать свободу выбора и их право быть взрослыми и самостоятельными. И в-третьих, использовать чувство юмора в общении, быть с учениками на одной волне, – рассказывает учительница.
Кроме того, она считает очень важным научить детей справляться с неудачами. Благодаря своему нетипичному образованию Людмила Андрианова очень ясно понимает смысл выражения «межпредметные связи» и считает, что любой учитель может помочь ученикам понять, что все предметы им нужны. Никто не скажет заранее, что именно пригодится в жизни. На своих уроках литературы, например, она активно использует музыку, изобразительное искусство. Для учащихся младших классов важна наглядность. А музыку, по ее мнению, можно использовать почти в любой теме.
– Вы только вспомните поэзию Фета, у него все стихотворения так мелодичны! – отмечает Людмила Владимировна.
Важно не только научить, но и приучить детей читать, считает она. Конечно, сегодня практически все школьники пользуются различными гаджетами, знают, что такое Интернет, умеют находить нужную информацию. Но читают ли они, например, книги, глядя на экран телефона? Да нет, скорее перебрасываются текстами с друзьями, играют в игры, смотрят интересные для них клипы. Ничего плохого в этом нет, если использовать все технические средства в меру и не забывать о книге.
В январе, рассказывает Людмила Владимировна, у них стояли морозы до -40 градусов. Школьники не ходили на уроки, сидели дома. Казалось бы, все они уже очень сведущие, знают, что такое дистанционное обучение. Но оказалось, что без помощи и разъяснений взрослых они не могут войти на нужный сайт, использовать образовательную платформу, подключиться к программе, чтобы виртуально присутствовать на уроках. Да и учителя поняли, что необходимо дополнительно обучать учеников. А ведь дистанционный формат за последние три года стал реальностью, частью нашего учебного процесса. И педагог должен быть всегда готов к меняющимся условиям, в том числе погодным.
Работа с детьми – особое, ни с чем не сравнимое занятие. Конечно, оно затягивает, особенно при такой огромной нагрузке. Однако школьники-то не ведают, что такое 48 часов в неделю, и приходят в класс со всеми своими заботами. Также необходимо постоянно общаться и с родителями. Плюс педсоветы, отчеты, заполнение журналов, праздники… Всего и не перечислишь. Мне кажется, что у моей собеседницы, как говорится, все схвачено. Но она уверяет, что всегда есть место для совершенствования, нужно улучшать себя. Участие в конкурсе подарило ей новые идеи. Представьте себе, приехали в Тюмень и получили конкурсное задание: провести особый урок, впервые введен новый формат «Воспитательный опыт». Что это такое, как справляться, если раньше подобного не делал? С конкурсантами провели несколько семинаров, объяснили, чего ждут. Но решить, что и как делать, они должны были самостоятельно.
– Иными словами, – смеется моя собеседница, – каждому из нас пришлось изобретать свой велосипед!
Людмила Владимировна знала, что как раз в те сентябрьские дни праздновался традиционный еврейский Новый год, и понимала, что ученики школы, где ей предстояло провести необычное занятие, вряд ли знают, что такое Рош ха-Шана, Ханука и хамса. Именно на них и построила Андрианова свой воспитательный опыт. Рош ха-Шана празднуется 25 сентября как еврейский Новый год, Ханука, праздник огня, – обычно в декабре, а хамса – оберег в виде ладони на все случаи жизни. Под ее руководством тюменские школьники сделали обереги и получили в подарок те, что учительница привезла с собой из дома, это были подарки, изготовленные ее пятыми классами. Рассказала она и о неожиданном волнующем моменте. Дело в том, что ее пятиклассники сами сняли видеоклип и прислали ей. Пожелания успеха, добрые слова, уверенность в том, что она всех победит. Посмотрев видео, Людмила Андрианова расплакалась от неожиданности. Но потом сумела собраться и строго сказала себе: «Нужно идти давать урок!» Поддержка учеников оказала большое положительное влияние на весь ход занятия, она получила высшую оценку жюри.
– Теперь я понимаю, как много значат участие в конкурсах, выход за привычные рамки, общение с коллегами, которым тоже много надо, кто стремится к совершенству в профессии. Я уже поучаствовала с тех пор во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и даже съездила в Москву, – делится Андрианова.
Работа занимает практически все время, как говорится, ложимся спать и просыпаемся вместе с учениками. Но все же бывают свободные минутки, особенно ценно общение с семьей (у нее двое взрослых сыновей), с друзьями. Когда удается, любит поездить, побывать в новых местах. Ценит каждый день. Помимо школьной программы, русских классиков, которых она прекрасно знает, любит перечитывать роман Виктора Гюго «Отверженные». Какая воля к жизни, какое стремление к лучшему, желание прожить жизнь достойно, исправить свои ошибки, какая любовь там показана! Считает, что и взрослым, и детям полезно читать трогательную повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в ней каждая фраза полна глубокого смысла.
Главное – никогда не останавливаться и учить этому всех учеников!
Нина КОПТЮГ, Еврейская автономная область
Комментарии