search
main
0

Стремление к многоязычию – будущее среднего образования

В Германии система среднего образования тоже стремится приспосабливаться к быстро меняющимся требованиям современности. Одной из многочисленных попыток не отстать от стремительного бега времени является “Европейская школа”.

За названием “Европейская школа” не скрывается какое-то строго определенное учебное заведение. Так себя сейчас называют в Германии многие средние образовательные школы, которые пытаются включить в свои учебные планы элементы интернационального и интеркультурного воспитания. В чем же тогда особенность “Европейской школы” в Кельне? Наверное, прежде всего в ее многоязычности, то есть в стремлении обучить своих воспитанников как можно большему числу европейских языков. Рассказывает директор школы Дагмар Нэгеле:
– Что касается изучения иностранных языков, то “Европейские школы”, по крайней мере, именно этим занимается “Европейская школа” в Кельне, должны стремиться к воспитанию детей в условиях многоязычия. Другими словами, мы стремимся к тому, чтобы дети в Европе в будущем свободно владели сразу несколькими языками или, по крайней мере, могли объясниться на нескольких языках. Наши ученики могут свободно выбирать, правда, такой выбор они должны сделать обязательно: какие языки они хотят изучать – итальянский, испанский, португальский, голландский, турецкий, немецкий, французский. Причем языки они должны начинать учить с нуля, то есть ни один из них не должен быть их родным языком.
Руководители и педагоги “Европейской школы” уверены, что любой выпускник среднего учебного заведения должен владеть несколькими, а не каким-то одним иностранным языком. Примечательно, что Кельнская школа – это далеко не единичный пример мультилингвального воспитания. По всей Европе, говорит Дагмар Нэгеле, подобные же учебные заведения объединились в “Систему школ европейской ориентации” (NEOS) и сотрудничают между собой в деле составления ориентированных на Европу.
– Примерно 30 школ очень активно работают в этом направлении в Германии, а вместе со школами-партнерами по всей Европе они образуют сеть из ста таких учебных заведений. В 1999 году программа NEOS была удостоена языкового сертификата Европейской комиссии, то есть своеобразного сертификата качества. Своим примером мы хотим увлечь и другие школы, чтобы и они активнее включали иностранные языки в свои учебные планы.
“Европейские школы” обрели особую популярность и известность именно сейчас еще и потому, что Европейская комиссия объявила 2001 год “Европейским годом языков”. Однако, в отличие от этой одноразовой кампании, программа NEOS не ограничена по времени. Мотивы инициаторов и пропагандистов этой программы вполне понятны, но чем интересна “Европейская школа”, например, в Кельне для ее учеников? Зачем они добровольно учат сразу несколько иностранных языков? На эти вопросы можно получить иногда самые неожиданные ответы. Вот только некоторые из них:
– Меня зовут Плачидо Кантарелла, и я учу много языков прежде всего потому, что мне это нравится. Да и потом, эти знания мне могут пригодиться в будущем.
Хотя от учеников “Европейской школы” в Кельне можно услышать и такое:
– Меня зовут Джессика, я учу итальянский и английский. Французский я не стала брать, потому что мне он показался слишком трудным. Да и потом английский язык мне кажется важнее, потому что в других странах говорят в основном на английском.
Против подобного заявления ничего не могут возразить даже преподаватели иностранных языков. Они тоже давно уже заметили, что на многих семинарах, в которых участвуют как немецкие, так и иностранные ученики, важнейшим языком общения является английский, даже если у школьников есть возможность изъясняться и на других европейских языках. Педагоги признают, что английский должен обязательно входить в набор основных языков, которые изучают питомцы “Европейской школы” в Кельне.
Геннадий ТЕМЕНКОВ,
по материалам журнала “Европа и европейцы”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте