Ребята нашего ресурсного класса начали посещать общие дистанционные уроки. К сожалению, работать в ритме одной группы смогли не все из них.
У детей с РАС вследствие нарушения сенсорного восприятия любой внешний стимул воспринимается слишком интенсивно, и это делает детей тревожными, они теряют самоконтроль. Часто это проявляется в истериках, слезах, криках. Неготовый увидеть учителя в ноутбуке ребенок начинал истерику, а у неготового к такому положению дел родителя опускались руки, и он отказывался от системной работы по приучению ребенка к данному формату обучения.
Опыт дистанционной работы с этой группой ребят ярко подчеркнул для меня как специалиста службы сопровождения пробелы в формировании у них актуальных социально-бытовых навыков. И в условиях традиционного образования необходимо проводить постепенное, но планомерное обучение воспринимать собеседника, учителя через персональный компьютер.
Обучать пользоваться видеозвонками, участвовать в видеоконференциях. Это снизит тревожность детей в случае необходимости снова вернуться к дистанционному обучению и позволит им впоследствии получать онлайн-образование с помощью многочисленных дистанционных курсов, предлагаемых сегодня.
Но для многих опыт дистанционных уроков оказался удачным. Безусловно, детям трудно было усидеть в четырех стенах, отсутствие привычных поощрений – аквапарк, танцы, батутный центр, кино, кафе – мешало поддерживать привычный рабочий ритм. Но работа велась.
Ребята хорошо понимали, для чего учитель появляется на экране компьютера, но им тяжело было удерживать внимание, сидеть спокойно, слушать учителя, отвечать на вопросы.
Сначала за урок проводилось около пяти красочных музыкальных физкультминуток, дети ждали только их. Постепенно, когда ребята хорошо освоили другие виды дистанционной работы, количество физкультминуток сократилось до одной.
Успешную дистанционную работу удалось реализовать во многом благодаря поддержке родителей наших учеников. Они активно включились в решение технических вопросов, оказывали детям своего рода тьюторскую поддержку на занятиях, были заинтересованы в результате.
Не все наши дети смогли быть успешными на дистанционных уроках. Один ученик совсем не смог в них участвовать из-за трудностей в умении слышать учителя, работать в ритме класса (задания ребенок выполнял очень быстро, но небрежно), отвлекаемости на технику и различные функции программы, в которой велись уроки.
Для этого ребенка мы проводили индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, привлекали его к участию в коммуникативных группах (коротких онлайн-занятиях, на которых мы обучали ребят вести диалог).
Период дистанционного обучения стал для нас профессиональным вызовом.
Дети нашего ресурсного класса очень отличались по способам работы с каждым, разными были и ресурсы их семей. Потребовалось большее количество времени для работы с родителями, коллегами (специалистами службы сопровождения, учителями), методической работы. Но вместе с тем этот период стал для нас временем развития и новых возможностей.
Ценность ситуации в том числе была в более плотном взаимодействии с родителями. Они не просто видели нашу работу, а больше двух месяцев находились на занятиях рядом с ребенком и специалистом. Это способствовало адекватной оценке возможностей ребенка, помогло родителям и специалистам видеть ребенка под одним углом, качественнее построить работу с ребенком.
И все-таки лишать этих детей общения, навыки которого у них изначально в дефиците, нельзя. Именно в школе можно гармонично помогать строить детям с расстройствами аутистического спектра взаимодействие с окружающим миром. Поэтому верим и надеемся, что будущее за традиционным образованием.
Ксения СИЛАНТЬЕВА, учитель-дефектолог ресурсного класса школы №2009
Комментарии