Тема “Избирательное право”
Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя. В Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” сказано: “Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать…” Причем он может как избирать, так и быть избранным “независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.
Кроме того, в этом законе указаны два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным: признание его недееспособным в судебном порядке и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны, превращению общества в гражданское.
Избирательное право подразделяется на:
избирательные права граждан;
нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.
Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Именно таким образом определяют его статьи 3 и 23 Конституции РФ.
Избирательные права граждан бывают активными и пассивными. Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Его участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. Вот почему закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.
Вместе с тем неверно было бы считать, что в условиях демократической избирательной системы обществу абсолютно безразлично, сколько избирателей придет голосовать. Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важнейшей основы – подлинной выборности государственных органов власти. Поэтому важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей, чтобы как можно больше граждан высказывали свое мнение о тех или иных кандидатах на должность президента, депутата парламента, члена представительного органа местного самоуправления. Честное выполнение обязанностей избирателя – один из важных признаков гражданственности.
“Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством”.
Аристотель
“Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия”.
Гельвеций,
французский философ
“Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин”.
В.Белинский,
общественный деятель
“Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан”.
С.Смайлс, писатель
От результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления зависит в жизни страны, региона, населенного пункта многое. В нашей стране благосостояние некоторых слоев населения, к сожалению, все еще прямо зависит от близости к власти их представителей. Поэтому те, кто связывает свое благосостояние с приходом к власти “своих” людей, порой готовы на все ради “победы” последних. Это различные криминальные, мафиозные структуры, использующие демократические свободы в собственных темных целях. Именно они применяют запрещенные законом приемы, грубо нарушая избирательные права граждан.
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и принятыми в последние годы соответствующими законами. Наиболее существенными являются:
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”;
Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”;
Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”;
Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”;
Федеральный закон “О референдуме Российской Федерации”.
Не следует забывать и признанные Россией международные договоры и акты, в которых отражены международные стандарты таких прав человека, как право на участие в управлении страной, свободное высказывание мнений, свобода ассоциаций.
Однако в каждом субъекте Российской Федерации и в каждом поселении избирают свою власть. Какими законами граждане при этом руководствуются? Отчет очевиден: федеральный законодательством, в частности Конституции РФ, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, указами Президента РФ и другими актами.
Есть и такие правовые документы, которые призваны определить порядок формирования местных органов власти, например, утвержденные указом Президента РФ “Положение об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации” (1993), “Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа” (1993), принятый Государственной Думой Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995). Имеются также другие федеральные акты.
Важные положения о выборах закреплены в конституциях республик и уставах субъектов Федерации. Принимаются и специальные законы о порядке проведения выборов на местах.
Как разобраться в множестве законоположений? Сделать это легко, если помнить о принципах избирательной системы, закрепленных в Конституции Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4, ч.2);
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15, ч.1).
Следование этим принципам обеспечивает установление и совершенствование единого правового пространства в России как в федеративном государстве.
Если же местные власти допускают в этом вопросе своеволие, сквозь пальцы смотрят на федеральное законодательство, возможны различные нарушения нормальной процедуры выборов, а иногда и злоупотребления. Например, баллотируется на должность губернатора ныне действующий глава администрации Энской области и, пользуясь своим служебным положением, обеспечивает для своей предвыборной кампании значительно больше средств, чем его конкуренты. Или в правилах выборов губернатора другой области не устанавливается минимальная норма явки людей на избирательные участки. Получается нонсенс: для победы какого-либо кандидата достаточно, чтобы на участок пришел один избиратель и проголосовал за него.
Это процедурные неполадки. Но бывает и так, что ревизии подвергаются основы федерального законодательства. Например, в одной республике приняли закон, в соответствии с которым в систему органов государственной власти республики оказались включены исполнительные органы административно-территориальных единиц (городов и районов), то есть городское население было выведено из системы местного самоуправления. Со всем этим нельзя мириться.
Вопросы для самоконтроля
1. С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя? 2. Почему гражданин участвует в выборах? 3. На какие части подразделяется избирательное право? 4. Что такое избирательные права граждан? 5. Каковы виды избирательных прав граждан? 6. На каких принципах основана избирательная система в России? 7. Какими законами определяют порядок выборов в России? 8. Какими правовыми документами руководствуются граждане, проживающие в субъектах РФ, при выборах местных властей? 9. Какие конституционные принципы обеспечивают единство правового пространства в России?
Это интересно
Мало иметь избирательное право, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя внутренне, по своим личностным качествам. Недостаточно быть гражданином в юридическом значении; потребно быть гражданином в широком смысле этого слова. Последний обладает теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному, инициативному и квалифицированному участию в управлении страной, посильному решению встающих перед ней проблем.
Чрезвычайно точно определил понятие “гражданин” крупный русский философ и правовед И.А.Ильин. С его точки зрения, настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину; способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти; способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Учимся защищать свои права
Информация к размышлению и действию
Статья 16. Обжалование нарушений избирательных прав граждан
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не являются обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
(Из Федерального закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации).
Темы для рефератов и обсуждения
1. Избиратель как гражданин.
2. Почему в некоторых субъектах РФ принимают законодательные акты о выборах, противоречащие федеральным законам?
3. Система российского законодательства о выборах в органы власти.
Тема “Избирательный процесс”
Существует известное выражение: “Демократия – это процедура”. Роль процедуры (лат. procedere – подвигаться), официально установленного порядка действий при обсуждении, ведении какого-либо дела, становится понятной, если принять во внимание значительный объем свобод, составляющих сущность демократического режима, отличающих его от авторитарного и тоталитарного.
В обществе, как уже говорилось, всегда есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в условиях демократии большую роль играют хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедуре. Мало демократию объявить, бесполезно клясться ей в верности. Нужно следовать ее сущностным принципам, требованиям, выполнять все условия их реализации. Именно тогда она станет действенной и эффективной, даст возможность на деле оценить ее преимущества.
Мировая практика демократического голосования знает две основные избирательные системы: мажоритарную (голосование по одномандатным округам) и пропорциональную (голосование по партийным спискам).
Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Люди приходят в избирательные участки, и им предлагают несколько составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов списков. Например, избиратели получают бюллетени, в которые включены:
список кандидатов республиканской партии;
список кандидатов коммунистической партии;
список кандидатов либеральной партии;
список кандидатов партии крупных хозяйственников;
список кандидатов партии зеленых.
Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос (иногда ему предоставляется право отметить в списке партии полюбившегося кандидата). При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии вводится так называемый избирательный метр, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом состоит суть пропорциональной избирательной системы.
Пропорциональная система имеет как положительные, так и вызывающие споры черты. С одной стороны, в представительном органе могут быть широко представлены национальные или социальные меньшинства (им достаточно образовать свои партии). С другой стороны, часто в парламент избираются лидеры партий, не имеющие отношения к той местности, население которой поддержало их на выборах. К тому же депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.
Мажоритарная система (фр. majoritaire от majorite – большинство; от лат. major- большой) предполагает, что результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Избирательные округа являются одномандатными, т.е. в них может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Партия или блок партий, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах (это условие мажоритарной системы действует не во всех странах).
Данная избирательная система тоже не идеальна. Достаточно сказать, что партия или блок партий, проигравшие на выборах по одномандатному округу, но получившие немало, например 49%, голосов, в парламенте могут быть не представлены. Утверждают, что эта система позволяет добиться избрания депутатов, к которым расположены власти данного региона. Выборы по мажоритарной системе подчас обостряют социальную напряженность в нестабильном обществе. Но зато она обеспечивает тесную связь между депутатами и избирателями: депутат представляет интересы одномандатного округа, в котором он был избран. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах.
Особый вариант мажоритарной системы представлен системой абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие абсолютное большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Если первый тур не выявил абсолютного победителя, получившего более 50% голосов, во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии призывают избирателей поддержать представителей тех партий, с которыми они договорились в ходе предвыборной кампании.
В соответствии с Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” половина мест в Думе (225) определяется на выборах по пропорциональной системе; другая половина депутатов избирается по мажоритарной системе. Нетрудно подсчитать число одномандатных округов, образуемых на территории России. Их двести двадцать пять.
Округа необходимо “нарезать”, говорят специалисты, таким образом, чтобы в них по возможности было одинаковое количество избирателей. Это непросто, особенно в стране, где много городов, деревень, сел.
С приближением очередных выборов иногда предлагают оставить в силе список округов, образованных к прошлым выборам. Но неселение России так активно перемещается, что старые схемы округов очень быстро устаревают. Возьмите сельскую местность: где-то продолжается отток селян в города, но в иных местах, наоборот, количество сельских жителей заметно увеличивается. Не последнюю роль играют процессы миграции, связанные с последствиями распада СССР.
Так что, если следовать этой точке зрения, можно со временем оказаться в положении Великобритании, государства, чтящего традиции, где к середине XIX в. такие крупные промышленные центры, как Манчестер и Бирмингем, не имели в палате общин ни одного депутата. Зато крошечное местечко Олд Сарем, в котором жили 7 человек, посылало в парламент двух депутатов. В населенном пункте Данвич проживал один человек, который автоматически становился депутатом. Иногда преобладание в округах избирателей определенной категории закрепляется в конституции. Так было, например, в Норвегии, где до 1952 г. преимущество на выборах в парламент имели сельские жители.
Об опасности произвольной “нарезки” избирательных округов свидетельствует случай, давший политологам крылатое слово “джерримендеринг”. Этот термин произошел от имени губернатора американского штата Массачусетс Э.Джерри, который в 1812 г. так “перекроил” избирательные округа, что сумел раздробить и нейтрализовать настроенных против него избирателей.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое процедура? Какую роль в избирательном процессе играют различные процедурные вопросы? 2. Каковы основные избирательные системы? 3.Каковы особенности пропорциональной системы? 4. Что такое мажоритарная избирательная система? 5. Что такое джерримендеринг? Как появился этот термин?
Это интересно
Останется ли Дума инструментом политической борьбы в руках немногочисленных партийных вождей или, сохранив отчасти свое нынешнее качество главного политического ристалища страны, станет профессиональным парламентом, где каждого депутата избиратель будет знать в лицо?
Во многом в результате действия пропорциональной системы новая Дума оказалась поделенной между партийными командами, в которых рядовые бойцы обязаны своими депутатскими мандатами не столько избирателю, сколько удачливому командиру. При этом градус политизации парламента явно повысился.
Спор о правилах формирования Думы имеет давнюю историю и не должен сводиться к разбору каждого отдельного аргумента в пользу той или иной концепции. Проблема сводится к вопросу, в какой системе социальных координат мы ведем этот спор. …Влияние на поведение и мотивацию каждого гражданина в нашей стране абсолютно несопоставимо с теми возможностями и правами, которые приобретают партии по ныне действующему закону о выборах депутатов.
Фактически избирательное законодательство навязывает гражданину необходимость голосовать за то или иное избирательное объединение, ибо в большинстве случаев нет никакой организационной или идейно-политической связи между гражданином и этим объединением (О.Морозов, депутат Государственной Думы РФ).
Очевидно желание “региональщиков” сломать партийную систему, которая делает первые робкие шаги, и получить послушный парламент. При мажоритарной системе в парламент пойдут не те, кто зависит от Центра, а те, кто удобен губернаторам или близок криминальным структурам с большими деньгами. Часто приходится слышать довод: избиратель не ошибается. Но кто тогда избрал по мажоритарному округу главу МММ или господина С-на, погибшего в бандитских разборках? (В.Шейнис).
Учимся защищать свои права.
Информация к размышлению и действию
Статья 25. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободной массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (список кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
(Из Федерального закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации)
Темы для рефератов и обсуждения
1. Какая из двух избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная – справедливее?
2. Нужно ли отказать в России от пропорциональной системы выборов?
Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук
Комментарии