Все твердят о мотивации к учебе. Если без нее не обойтись, то как ее сформировать у ребенка?
Мы когда-нибудь задавались вопросом: в чем задача начальной школы и первого класса, в частности, если родители и педагоги-дошкольники научили ребенка всему, чему можно, еще в детском саду? Опираясь на собственный профессиональный и материнский опыт, скажу так: стратегическая задача – общими усилиями сделать все возможное, чтобы в новой роли ученика ребенок почувствовал себя успешным. Именно от этого личностного ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет. Продолжит ли он образование после школы, как он сдаст ЕГЭ, что станет основой его жизни – мотивация достижений или движение по течению? Ответы на все эти вопросы начинают вырисовываться буквально с первых школьных шагов.Есть два пути, по которым ребенок может пойти, столкнувшись с трудностями. Первый путь связан с поиском средств, ведущих к достижению результата. Ребенок идет к своей цели и, как правило, ее достигает. Во втором случае он анализирует всевозможные препятствия и ищет пути их обхода. То есть, стараясь избежать неудачи, сначала отклоняется от курса, а потом и вовсе забывает, куда и зачем шел. Получается парадоксальная ситуация – я постоянно ошибаюсь именно потому, что очень стараюсь не ошибиться…Поведение, направленное на успех, формируется между четырьмя и тринадцатью годами. В этот период ребенок постоянно находится в ситуации преодоления трудностей и решения задач. Очень важно, чтобы именно сейчас у него сформировалась и закрепилась «отправная точка отсчета» – твердая вера в себя и собственные силы. Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче, как к опыту, а к ошибке – как к точке роста.Стимулируйте достижения ребенка. Следует подбирать такие задания, чтобы он мог не только использовать свои интеллектуальные возможности и уже имеющиеся навыки, но также учился творческому поиску, находил неочевидные ответы. Играйте вместе. Только умерьте свое желание поддаваться ребенку! Его победа должна быть настоящей, только тогда он ощутит ее неповторимый вкус. Если в игре победили вы, а не ребенок, покажите ему пример истинного удовлетворения от успеха, а также благородного отношения к проигравшему. Объясните ребенку смысл изречения: не ошибается тот, кто ничего не делает! Пусть оно станет вашим общим кредо.Анастасия КУЗНЕЦОВА, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании
Комментарии