search
main
0

Стрелялки, роботы и немного буйно. Чтобы плюс не превратился в минус

– Папа, папа, можно я кости динозавра буду откапывать? – попросила отца девочка лет 12.- Подожди ты, давай лучше сначала постреляем! – возразил ей мальчик помладше и возбужденно затараторил: – Там экран огромный и куча оружия!Похожие диалоги можно было услышать в Экспоцентре на Красной Пресне во время проходившего там недавно VIII Фестиваля науки в Москве (апогея III Всероссийского фестиваля науки). Помимо главной выставочной площадки в столице было еще 89 мест, которые можно было посетить всей семьей с пользой и интересом.

Девиз фестиваля, выбранный организаторами – Минобрнауки РФ и МГУ имени Ломоносова, – «0+». Благородную мысль – мол, к науке надо приобщать с младых ногтей – москвичи восприняли буквально. И в предыдущие годы на фестиваль брали грудничков в колясках, но в этот раз количество детей всех возрастов в Экспоцентре просто зашкаливало. И на центральной площадке форума явно побывало более прогнозируемых 400 тысяч человек.Это понятно: когда еще можно бесплатно и в одном месте увидеть в действии столько интересных экспонатов (хотя основная экспозиция не сильно отличалась от прошлогодней). Тут и возможность поиграть с управляемыми машинками в футбол, и сделать зарядку с роботом (поднимаешь правую руку, а он «зеркалит» левой), и на виртуальных барабанах поиграть. А еще собрать бесчисленные комбинации из лего, полепить и порисовать под чутким руководством художников из Академии Ильи Глазунова. И это не считая компьютерных тренажеров, тиров и гигантских планшетов, а также головоломок, оптических аттракционов, маятников, магнитов и прочих физических экспонатов, предоставленных Политехническим музеем, музеем «Экспериментаниум», музеем «Физическая кунсткамера» Дома ученых Троицкого научного центра РАН и другими ведущими музеями.Также можно было научиться у студентов-ветеринаров делать укол животному на примере игрушечной собаки. А ребята из медицинского университета имени Пирогова помогали всем желающим отработать искусственное дыхание на манекене (в случае успешной реанимации на экране появлялся сигнал), зашить шов настоящей хирургической, загнутой, иглой (конечно, на игрушке) и почувствовать себя в роли начинающего эскулапа, перетаскивая спички специальными щипцами лапароскопического тренажера.Научные шоу, разумеется, привлекали еще больше народу. Ну какому школьнику не интересен, к примеру, опыт с воздушным шариком, тем более когда стоит вопрос: лопнет он или нет, если в него налить воды и поджечь над головой товарища?Огромное количество посетителей свидетельствовало, что фестиваль науки уже стал не элитарным, а «своим», народным местом развлечения. Именно развлечения, потому что просветительские цели большинство гостей – молодежь и родителей с детьми – откровенно не интересовали. Серьезные стенды российских НИИ, вузов и колледжей практически пустовали, зато вокруг интерактивных экспозиций и в месте проведения научных шоу собирались толпы жаждущих приобщиться. А культуру поведения в общественных местах мы, похоже, утратили. Дети буквально выхватывали друг у друга пульты или магниты, оттирая слабейшего от экрана или стола. Иногда это напоминало силовой аттракцион. А к экспонатам с большими, тяжелыми магнитами и вовсе боязно было подходить с ребенком – а ну как по голове нечаянно приложат…Очевидно, что необходимо воспитывать публику, чтобы популяризация науки не превратилась в ее профанацию. Нужна разъяснительная работа с потенциальными посетителями – ролики по телевизору, в Интернете, на радио о том, какие физические явления кроются за научными «фокусами» (в самих залах экраны с такими роликами тоже не помешают). И, возможно, пускать на выставку стоит строго по приглашениям (в том числе детей после 3 лет), которые можно распечатать на сайте фестиваля, только после просмотра ролика о правилах поведения в музейном пространстве и ответа на итоговые вопросы. Тогда, кстати, и количество посетителей можно будет точно подсчитать. Может быть, публики на фестивале станет меньше, но она будет более качественной.Именно тягу к познанию, а не околонаучным развлечениям хотят развить у детей и многие из представленных в Экспоцентре музеев. Так, айтишник Алексей Исаченко, собравший собственными руками на основе заводских деталей 3D-принтер, планирует на базе частного музея «Экспериментаниум», с которым он сотрудничает, учить школьников основам 3D-печати и другим инновациям. На выставке Алексей не только печатал портреты желающих в пластике (мини-бюсты), но и охотно делился секретами сборки и работы агрегата, тем более что уже вовсю пользуется им в быту.- Я, например, напечатал сломавшееся колесико от дивана – редкую деталь, которую нигде было не найти, – довольно заявил нам конструктор.* * *Самая вдумчивая публика традиционно ходит в Фундаментальную библиотеку и Шуваловский корпус МГУ. И на сей раз программа там была более чем насыщенной и интересной: и сеансы связи с ЦЕРН и космонавтами на МКС, и программа научного кино, и подведение итогов конкурсов научного творчества, и лекции известных ученых, в том числе нобелевских лауреатов. Взять хотя бы «Историю Вселенной от Большого взрыва до космического телескопа имени Джеймса Вебба», рассказанную лауреатом Нобелевской премии по физике 2006 года Джоном Кромвеллом Мазером, в придачу еще и старшим астрофизиком НАСА. Но если Мазер выступал по интернет-связи, то другие спикеры приехали в Москву лично.Например, американский генетик, телеведущий, редактор авторитетнейшего научного журнала «Nature» Адам Резерфорд. Услышать и увидеть его, вживую рассуждающего о происхождении и будущем жизни, дорогого стоит. А ведущий российский нейробиолог Константин Анохин специально для фестиваля написал и прочел любопытнейшую лекцию «Мозг ученого: как он познает истину?». Между прочим, из нее можно было узнать, как ученые выбирают темы для исследований – лауреат Нобелевской премии за открытие структуры ДНК Френсис Крик пришел к выводу, что заниматься нужно тем, что волнует тебя в свободное время, о чем все говорят и думают. Именно так сам Крик определил две главные темы своей жизни: генетический код и механизмы сознания.Возможно, таким же образом определяли темы своих выступлений и другие лекторы фестиваля. Судите сами: «Хорошее и плохое – как иммунная система может различить их», «Особенности расследования серийных убийств», «Профессии будущего: digital-реклама», «Электромотоцикл: как хобби инженера стало темой научного исследования» (последнюю лекцию написал не байкер, а научный сотрудник MIT Леннон Роджерс).Радует, что фестиваль науки не прошел бесследно. Все самые интересные лекции можно было увидеть в онлайн-трансляции, и есть надежда, что в ближайшем будущем их выложат на сайт фестиваля www.festivalnauki.ru, как это уже сделано с выступлениями прошлых лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте