search
main
0

Стражи закона. Тема «Милиция». 5-й класс

Цель: продолжать знакомить учащихся с правоохранительными органами, в данном случае с деятельностью милиции; работу над понятиями «адвокат», «адвокатура». К концу урока учащиеся должны: а) рассказывать о роли адвоката в суде и о роли адвокатуры в нашей стране; б) объяснять необходимость защиты для обвиняемого; в) сопоставлять роль адвоката и прокурора в судебном разбирательстве и объяснять, каким образом они защищают права; г) называть основную задачу милиции.

Форма организации учебной деятельности

Оптимальная форма организации деятельности учащихся на этом уроке – индивидуально-групповая.

Ход урока

Урок желательно начать с проверки усвоения учащимися основных идей и понятий: «адвокат», его роль в деле защиты прав человека, «адвокатура», «презумпция невиновности», «состязательность судебного процесса».

Эту работу можно организовать следующим образом:

1. Двух учащихся вызвать к доске (с тетрадями) для того, чтобы они представили свой вариант заполненной таблицы «Правоохранительные органы России».

2. Одновременно с этим начать обсуждение вопросов 1, 3 – 6 к параграфу 13 учебника «Граждановедение», 5-й класс.

По итогам обсуждения в тетрадях необходимо сделать запись:

«Презумпция невиновности является одним из важных прав человека, так как:

защищает людей от незаконных действий органов власти: милиции, прокуратуры, суда;

дает возможность невиновному человеку защитить свое честное имя.

1) Стадия вызова

Школьники имеют достаточно полное представление о работе милиции, поэтому учитель может предложить им подумать над таким заданием: «Подумайте и скажите, какова, по-вашему, главная задача милиции». (На выполнение работы советуем отвести 1-1,5 минуты).

Чаще всего главную задачу в деятельности милиции дети видят в борьбе с преступниками. В то же время школьники нередко мыслят по аналогии, поэтому, связав свои знания со знаниями, полученными на предыдущих уроках, они считают, что милиция также защищает права человека, поскольку это правозащитный орган. Выслушав мнения учащихся, учитель уточняет: «Правильным ли будет высказывание: «Борясь с преступниками, милиция защищает права человека»? Выслушав утвердительный ответ, учитель просит уточнить: «А какие именно права защищает милиция?» Для ответа на этот вопрос он предлагает учащимся найти в учебнике рубрику «Знакомимся с документами» после параграфа 9 и текст главы II Конституции России «Права и свободы граждан России» и назвать конкретные права граждан, которые защищает милиция. (На работу отводится не более 3 минут.)

По окончании работы учитель просит школьников назвать номер статьи, в которой говорится о праве, защищаемом милицией. Здесь не стоит заслушивать мнение только одной группы. Будет лучше, если учитель, после того как одна из групп назовет соответствующую статью, уточнит: все ли согласны с тем, что это право должна защищать милиция? Свою точку зрения учитель предлагает высказать следующей группе. Работа ведется в оперативном режиме.

Как правило, школьники называют статьи: 20, 21, 22 (п. 1), 23 (п. 1), 24, 35 (п. 1).

При разборе статей 22 и 23 учитель может уточнить: «Кто должен защищать права человека, записанные во второй части этих статей?» (Этот вопрос – тест на понимание роли прокуратуры, в задачу которой входит также и контроль за деятельностью милиции).

2) Смысловая стадия

По окончании учитель просит школьников прочитать подзаголовок «Что должна делать милиция» параграфа 14 (задание выполняется индивидуально, советуем отвести на его выполнение не более минуты).

Данная работа заканчивается установлением причинно-следственной связи, которая в графическом виде заносится в тетрадь. Чтобы выяснить уровень понимания пятиклассниками причинно-следственных связей в деятельности милиции, учитель просит детей (в оперативном режиме) назвать задачи милиции:

борьба с преступностью;

защита жизни и здоровья граждан от тех, кто поступает против закона.

После того как эти задачи будут названы, учитель задает следующий вопрос: «Как вы считаете, какая из этих двух задач важнейшая?» В процессе обсуждения с помощью наводящих и уточняющих вопросов выясняется, что главная задача милиции – борьба с преступностью.

Дальнейшее время урока рекомендуем посвятить чтению отрывка из книги А. и Г. Вайнеров «Эра Милосердия», представленного в рубрике «По страницам интересных книг», поскольку работу милиции в целом пятиклассники представляют и текст параграфа у них особых затруднений не вызовет.

Для наиболее эффективного чтения отрывка из книги целесообразно использовать прием «чтение с остановками» (текст лучше всего читать вслух, по очереди).

Предлагаемые варианты разбивки текста:

Остановка первая:

«…Жеглов поднял свой стакан и сказал:

– За помин души лейтенанта Топоркова. Пусть земля ему будет пухом. Вечная память…»

Вопрос: какое несчастье случилось у Володи Шарапова и Глеба Жеглова?

Остановка вторая:

«…Давай поклянемся, Шарапов, рубить эти проклятущие головы, пока мечи не иступятся, а когда силы кончатся, нас с тобой можно на пенсию выкинуть и сказке нашей конец!..»

Вопрос: согласны ли вы с Глебом Жегловым, что самые главные враги человека – трусость, жадность, предательство? Обоснуйте свою точку зрения.

Остановка третья:

«… А нам?

А вам тогда останутся не тысячи преступников, а единицы. Рецидивисты, так сказать…»

Вопросы:

Как собирался бороться с преступностью Глеб Жеглов?

А как можно победить преступность, по мнению Михаила Михайловича?

С кем из них вы согласны? Объясните свой выбор.

Остановка четвертая:

«…И кто знает, может быть, именно они правы, и сейчас в бедности, крови и насилии занимается у нас радостная заря великой человеческой эпохи – Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями…»

Вопрос: подумайте и скажите, как вы поняли слово «милосердие»?

Может ли добро победить зло? Объясните свою точку зрения.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте