search
main
0

Стратегию воспитания обсудят всем миром

​Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Первый официальный вариант документа, над которым трудились более 80 экспертов рабочей группы во главе с ректором РУДН Владимиром Филипповым, был представлен на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Стратегия призвана укрепить институт семьи, расширить вариативность воспитательных систем и технологий в системе образования. К одним из основных направлений развития воспитания проект относит гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.Как полагают разработчики, проект стратегии должен стать фундаментом для дальнейшей подготовки и реализации программ по всестороннему воспитанию детей и молодежи.Общественное обсуждение документа будет проходить как в заочном, так и в очном формате на различных площадках. Так, в феврале проект обсудят с представителями родительской общественности, патриотических и ветеранских организаций, а в марте изучат мнение Межрелигиозного совета России, органов ученического самоуправления и педагогического сообщества. В субъектах РФ запланированы круглые столы на базе вузов и организаций дополнительного образования.Свои замечания к проекту стратегии можно направить по электронной почте strategy@mon.gov.ru. Все поступившие до 1 марта 2015 года предложения будут обрабатываться и учитываться при подготовке скорректированной версии документа.ПРОЕКТв редакции от 13 января 2015 годаСТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДАI. Общие положенияПриоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям.Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.Стратегия направлена на реализацию указов Президента Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года №124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности, направленной на изменение связей ребенка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.II. Цель, задачи и основа СтратегииЦель Стратегии:Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.Задачи Стратегии:    создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;    обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;    повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;    сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;    обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.Приоритеты государственной политики в области воспитания:    воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;    поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;    защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;    обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;    обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, и др.)    формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;    воспитание языковой культуры детей;    развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.III. Основные направления развития воспитания1. Развитие социальных институтов воспитанияПоддержка семейного воспитания:    содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;    повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;    сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;    популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;    содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;    создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;    содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;    расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;    поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;    создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.Развитие воспитания в системе образования:    обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;    содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;    полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;    расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его потребностей, интересов и способностей;    совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;    развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;    развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;    создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;    создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:    создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (Интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);    содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;    применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:    улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;    поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;    широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;    расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традицийГражданское и патриотическое воспитание:    формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;    создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;    развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;    развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;    разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;    формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.Духовно-нравственное развитие:    воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;    развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;    формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;    расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.Приобщение детей к культурному наследию:    создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;    увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;    поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;    создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;    совершенствование деятельности библиотек;    создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.Физическое развитие и культура здоровья:    формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;    создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;    привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;    формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;    распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:    воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;    формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;    развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;    содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.Экологическое воспитание:    становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;    формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;    воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и ра­зум­ное взаимодействие с ними.IV. Механизмы реализации СтратегииПравовые:    развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;    совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав и интересов в системе воспитания.Организационно-управленческие:    разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трехлетние периоды;    принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ комплексных планов развития воспитания в соответствии со Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления;    консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;    эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;    сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания;    укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;    системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;    создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования;    организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.Кадровые:    дальнейшее повышение престижа профессий педагога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;    развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагога, разработка и введение профессиональных стандартов специалиста в области воспитания;    содействие развитию педагогических компетенций у родителей;    модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества;Научно-методические:    проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;    развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;    проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребенка;    разработка методического обеспечения реализации Стратегии.Финансово-экономические:    создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;    обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;    создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов воспитательного процесса.Информационные:    использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания;    развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах ребенка, дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;    организация информационной поддержки Стратегии воспитания с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление воспитательного потенциала медиаобразования в образовательных организациях.V. Ожидаемые результатыРеализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:    значимость воспитания в общественном сознании;    укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;    повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;    развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;    доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;    разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;    укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;    утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;    развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;    повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;    повышение уровня информационной безопасности детей;    формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте