search
main
0

Стратегия выбора. Профориентация в образовательной организации – важная государственная задача

Тема профориентации в образовательных организациях остается одной из наиболее дискуссионных в педагогическом сообществе. Единственное, с чем соглашаются вовлеченные в дискуссию ученые, педагоги, менеджеры в образовании, так это то, что профориентация в образовательной организации – это одна из важнейших государственных задач, поставленных перед современной российской школой.

В Москве представлен широкий спектр профориентационных проектов (мероприятия ГМЦ, «Университетские субботы», «Школа новых технологий», «Профессиональные среды», профориентационные выставки, конкурсы). Тем не менее и самой образовательной организации нужно обеспечить персональное длительное сопровождение обучающихся в их профессиональном самоопределении.Многие выпускники по окончании школы не могут сформировать собственную стратегию профессионального развития, заменяя ее, по сути, тактическим, зачастую случайным выбором специальности или учебного заведения (университета, колледжа). Логика таких подростков проста: «Главное – поступить куда-нибудь на бюджет, а там посмотрим».Понимая глубину этой проблемы, в 2013 году руководство школы №1394 (директор в тот период Валерий Анатольевич Тихонов) при формировании концепции развития воспитательно-образовательного центра «На набережной» в Марьино приняло решение о создании специального структурного подразделения – центра профориентации.В нашей школе тогда впервые в Москве началась работа над созданием принципиально новой профориентационной модели в образовательной организации – профессиональным, специализированным структурным подразделением по профориентации обучающихся.На сегодняшний день профориентационная модель школы №1394 находится в состоянии совершенствования. Сверхзадача, к выполнению которой стремится центр, – обеспечить персональное длительное (2-3 года) сопровождение каждого обучающегося 9-11-х классов в их профессиональном самоопределении. И в нашей модели ряд элементов механизма решения сверхзадачи уже подтвердили свою эффективность. Среди этих элементов:- организовано специальное пространство (специально оборудованный кабинет подчинен только руководителю центра) для групповых, индивидуальных занятий, классных часов, деловых игр, мастер-классов, киноуроков и других занятий профориентационной направленности;- центр в ежедневном режиме (с утра до вечера) обеспечивает доступ обучающихся и их родителей к ресурсам и возможностям центра для получения быстрой информации или индивидуальной консультации в решении задачи профессионального самоопределения каждого подростка;- центр совместно с центром психолого-педагогического сопровождения школы принимает активное участие в выработке общих рекомендаций для обучающихся и администрации школы при формировании перечня профильных групп в 10-11-х классах;- центр формирует уникальную информационную базу профессиональных проб в Москве для выстраивания персональной стратегии в прохождении проб и поиска каждым обучающимся собственной профессионально-образовательной траектории;- осуществляется обязательная рефлексия по итогам прохождения обучающимся профессиональных проб;- центр включает учителей-предметников школы в профориентационный процесс через совместное создание тематических уроков – деловых игр: «Физика и профессии», «Экономика и профессии»;- субботний день рассматривается центром как важный дополнительный ресурс для воспитательной и профориентационной работы с обучающимися;- проведение выездных профориентационных тематических мероприятий организуется только в формате сборных групп из заинтересованных обучающихся нескольких (обычно 5-6) классов;- регулярные публикации о деятельности центра на сайте образовательной организации в разделе «Центр профориентации» являются правилом и служат источником актуальной информации для учредителя, родительской общественности, обучающихся, педагогов, представителей прессы, специалистов других образовательных организаций и всех заинтересованных организаций и лиц;- центр служит площадкой для повышения квалификации и обмена опытом со специалистами образовательных организаций Москвы и других регионов России.Становление центра профориентации в рамках одной образовательной организации – дело непростое.Однако нам представляется, что создание в каждом образовательном комплексе Москвы профессионального подразделения по профориентации (центра профориентации) – это требование времени, это важнейший элемент настоящей и будущей образовательной среды, которая должна быть всегда устремлена в будущее нашего города, нашей страны.

Александр РУДЕНКО, руководитель центра профориентации школы №1394

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте