Как мы уже сообщали, Правительство России утвердило Федеральную программу “Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года”. Военная школа России впервые получила документ государственного уровня, определяющий стратегию ее развития на ближайшее десятилетие. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную публикацию на эту важную тему.
Программа разработана в результате глубокого изучения состояния и проблем подготовки офицеров для Вооруженных Сил. Анализ показал, что ряд проблем, от решения которых напрямую зависит состояние военной безопасности государства, имеет тенденцию к обострению.
Первая проблема состоит в том, что военно-учебные заведения не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицеров с военной службы и не способны в полном объеме удовлетворять потребности военной организации государства в военных кадрах. При сохранении нынешних тенденций увольнения офицеров прогнозируемая укомплектованность офицерами Вооруженных Сил только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит не более 50 процентов. Другие источники пополнения офицерского корпуса (поступление граждан на военную службу по контракту и призыв на два года офицеров запаса), как показала практика последних лет, не в состоянии восполнить убыль офицеров.
Вторая проблема связана с неуклонным снижением уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников военно-учебных заведений. Это подтверждают практика повседневной деятельности войск и опыт их применения в региональных конфликтах, а также результаты государственной итоговой аттестации выпускников вузов и отзывы из войск на молодых офицеров.
И третья проблема – несовершенство организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, недостаточно рациональное расходование средств, выделяемых на подготовку офицеров. Нет должной координации действий на межотраслевом уровне, что ведет к дублированию подготовки специалистов и содержанию большого количества малочисленных вузов. Не отвечает современным требованиям уровень информатизации управления военным образованием. Сложившийся порядок финансирования не позволяет реализовать крупные межотраслевые инновационные проекты, направленные на комплексное решение ключевых проблем развития военного образования.
Опыт преобразований в области подготовки военных кадров, проводившихся в последнее десятилетие федеральными органами исполнительной власти на ведомственном уровне, показал их ограниченные возможности. Средства, выделяемые на военное образование, позволяют только поддерживать деятельность военно-учебных заведений на грани выживания. В результате в ходе преобразований не решены многие сложные проблемы, общие для большинства вузов военной организации государства.
Кардинальное решение проблем военного образования, выведение его на качественно новый уровень потребовали специальной государственной программы, реализуемой по единому замыслу и позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти, имеющих военно-учебные заведения.
Необходимость и своевременность принятия программы продиктованы также требованием опережающего развития системы военного образования по отношению к реформе военной организации государства. В соответствии с принятыми решениями с 2005 г. начнется последовательный перевод Вооруженных Сил на контрактный порядок прохождения службы, в войска будут в массовом порядке поступать современные образцы вооружения и военной техники. К этому времени должны быть подготовлены соответствующие военные кадры.
Понимая проблемы и трудности военной школы, роль и место офицерского корпуса в военном строительстве, Президент России, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами В.В. Путин в июле 2000 г. принял решение о разработке Федеральной программы реформирования системы военного образования в РФ на период до 2010 года. Вокруг Программы было много споров. Ее целесообразность ставили под сомнение в Минэкономразвития и Минфине РФ. Однако верх взяла политическая воля Президента. Координатором Программы определено Министерство обороны, а основным разработчиком стало Управление военного образования. В реализации Программы принимают участие федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем составе военно-учебные заведения – МВД, МЧС, Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральная пограничная служба, Спецстрой России и Федеральное агентство правительственной связи и информации. Вся работа будет проводиться в тесном контакте с Министерством образования.
Программа базируется на трехсотлетнем опыте развития российской военной школы, сохраняет преемственность с Программой совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны, принятой в 1998 г. Она не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а направлена на ее модернизацию, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, к новому облику военной организации государства и порядку прохождения военной службы. Главная цель Программы – приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В ходе реализации Программы предстоит решить три основные задачи: создать организационно-правовые и экономические условия для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку; повысить качество военного образования, привести уровень профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами РФ и требованиями военно-профессиональной деятельности; повысить эффективность управления военным образованием.
Реализация этих задач затрагивает все составные части существующей системы военного образования и будет проводиться поэтапно.
Первый этап (2003-2005 гг.) предусматривает научные исследования и разработку рекомендаций по развитию системы военного образования, повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров. На основе исследований будут разработаны проекты нормативных правовых актов, направленные на совершенствование подготовки военных кадров. В их числе документы, регламентирующие организацию и содержание военного образования; законодательные акты, предусматривающие увеличение продолжительности и изменение порядка заключения курсантами контракта о прохождении службы, а также ответственность за невыполнение условий контракта; нормативные правовые акты, реализующие комплекс мер стимулирования педагогического и научного труда и другие.
Предстоит провести комплексную оптимизацию всей сети военно-учебных заведений России, устранить избыточное количество малочисленных вузов, в большинстве своем не обеспечивающих необходимое качество подготовки военных специалистов, содержание которых обременительно для военного бюджета.
Предусмотрены первоочередные меры совершенствования содержания военного образования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса, включая подключение военно-учебных заведений и органов управления военным образованием к сети Интернет, а также закрепления научно-педагогических кадров в военно-учебных заведениях.
Важнейшей задачей первого этапа станет эксперимент по подготовке офицеров по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских высших учебных заведений с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту. В эксперименте будут участвовать три гражданских вуза.
Объем финансирования мероприятий Программы на первом этапе, без учета расходов на оптимизацию сети военно-учебных заведений, составит более 400 млн. рублей. Средства будут выделяться из федерального бюджета по разделу “Военная реформа”.
Мероприятия второго этапа Программы (2006-2010 гг.), объемы и источники их финансирования будут определены по результатам выполнения первого этапа и с учетом конкретных экономических возможностей государства. В числе основных направлений развития системы военного образования в этот период – меры, направленные на полное удовлетворение потребностей военной организации государства в офицерах при рациональном расходовании выделяемых на их подготовку средств федерального бюджета; приведение материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса оптимизированной сети военно-учебных заведений в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, а также реализация мер материального и морального стимулирования педагогического труда в военно-учебных заведениях; создание межотраслевой (сопряженной) автоматизированной системы получения, обработки, хранения и передачи открытой информации по вопросам управления военным образованием.
В ходе реализации Программы планируется вести постоянный мониторинг состояния системы военного образования и на его основе вносить необходимые коррективы в программные мероприятия.
Итогами преобразований системы военного образования должны стать организационно-правовые и экономические условия ее эффективного функционирования в соответствии с потребностями военной организации государства в офицерах; оптимальная сеть военно-учебных заведений, в которых состояние материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, квалификация преподавательского состава и степень укомплектованности им обеспечат высокую профессиональную подготовленность офицеров; эффективная система управления военным образованием.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться в военном, социальном и экономическом аспектах. В военном – эффективность достигается созданием организационно-правовых условий для обеспечения потребностей военной организации государства в офицерах в необходимом количестве, с качеством подготовки, отвечающим требованиям военно-профессиональной деятельности и нормативных правовых актов. В социальном – обеспечением соблюдения прав граждан России на профессиональное образование и созданием в военно-учебных заведениях соответствующих социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ. В экономическом – созданием условий для рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров.
В числе основных принципов реализации Программы – бережное отношение к тому, что уже сделано, максимальная опора на накопленные за три столетия богатейший опыт и традиции обучения и воспитания слушателей и курсантов, на основательные научные исследования и достоверные эксперименты; рациональное и экономное расходование выделяемых средств и ресурсов, оценка каждого запланированного мероприятия, каждого нового шага с позиции “эффективность – стоимость”; широкое участие в реформе руководящего и научно-педагогического состава военно-учебных заведений, слушателей и курсантов, ветеранов военного образования, наиболее заинтересованных в преобразованиях военной школы.
Александр ФЛЯГИН,
главный специалист Управления военного образования Министерства обороны РФ
Комментарии