Ученые из университета Иллинойса в Урбане-Шампэйн пришли к выводу: компьютерные игры-стратегии помогают людям в возрасте старше 60 лет сохранить и улучшить мыслительные способности. Это первое исследование, которое показало влияние такого рода софта на познавательные навыки, не связанные непосредственно с игрой.
Прежние эксперименты, направленные на улучшение мыслительных способностей, таких как кратковременная память, показывали, что их участники улучшают свои способности только в выполнении тех задач, которые ставились перед ними в лаборатории, но не в повседневной жизни.
В эксперименте участвовали 40 пожилых людей, половина из которых около 24 часов в неделю играла в стратегическую игру Rise of Nations, где игрок должен создавать и развивать собственное государство, его армию и экономику, расширять его территорию, улучшать состояние населения.
«Вам нужны купцы, вам нужна армия, чтобы защитить себя, вы должны расходовать ресурсы на образование и пищу, – говорит один из авторов исследования. – Эта игра заставляет планировать и распределять ресурсы – тренировать навыки, которые, по моему мнению, очень важны для пожилых людей».
Все участники – игроки и контрольная группа – до, во время и после эксперимента проходили ряд тестов, в которых измерялись их способность переключаться между задачами, их кратковременная зрительная память, логическое мышление, способность удерживать в памяти и оперировать двумя или более единицами информации. Кроме того, проверялось умение запоминать слова и распознавать одни и те же изображения, показанные под разными углами.
По итогам эксперимента ученые обнаружили, что игроки значительно лучше и быстрее переключались с одной на другую задачу, они также значительно лучше оперировали данными и удерживали в памяти информацию. Навыки логического мышления у них также были выше. Не таким значительным оказалось улучшение кратковременной зрительной памяти и способности узнавать изображения. Компьютерная игра не сказалась на результатах исследования способности запоминать слова, а также способности к счету.
Ученые в своих исследованиях не раз подчеркивали, что человеческий мозг продолжает учиться, даже когда мы стареем. Путешествия по Интернету, в частности поиск нужной информации в Сети, стимулируют мозговые центры, связанные с принятием решений и логикой, и помогают пожилым людям поддержать функции мозга на высоком уровне.
«Результаты исследования вдохновляют тем, что распространение компьютерных технологий может принести потенциальную физиологическую пользу для пожилых людей, – отмечает руководитель исследования доктор Гэри Смолл из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. – Поиск в Интернете требует сложной мозговой активности, что помогает поддержать и развить мыслительные способности».
По мере старения в мозге происходят структурные и функциональные изменения, в том числе атрофия, снижение активности клеток, растут отложения амилоидного белка, что приводит к снижению мыслительных способностей.
Доктор Смолл отмечает, что деятельность, связанная с поиском, может помочь сохранить здоровье мозга. Обычно в число таких видов деятельности включают решение кроссвордов, но с развитием технологий ученые начали оценивать с этой точки зрения и работу с компьютером, в том числе с Интернетом.
Между тем японская компания Fujitsu недавно даже объявила о выпуске портативного компьютера, предназначенного специально для людей старше 60 лет. На данный момент продажа ноутбуков, получивших рабочее название «raku raku pasokon» («простой персональный компьютер»), планируется только на территории Японии.
По данных статистики, всего лишь половина жителей этой страны старше 60 лет пользуются компьютерами, и это объясняется нежеланием людей учиться работать с «умной» и, по мнению некоторых, сложной в использовании техникой. Кроме того, более 20 процентов населения Японии – это люди старше 65 лет, но новинка может привлечь и более пожилых людей – по правительственным данным, в стране насчитывается более 36 тысяч жителей в возрасте более 100 лет.
Также люди с ограниченными физическими возможностями смогут без труда учиться работать с «простым» и компактным ПК, не выходя из дома и не посещая никаких курсов.
Однако игры-стратегии полезны и необходимы в первую очередь, конечно же, молодым.
Так, в подмосковном Звенигороде недавно прошла II Зимняя школа «Интерактивные методы обучения в управлении». Цель мероприятия – сформировать у участников понимание управленческого процесса. По словам члена оргкомитета школы доцента кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ Михаила Крюкова, школьное и университетское образование зачастую пренебрегает формированием у студентов понимания своей области; между тем именно практическое понимание этого – важнейший результат образования молодого специалиста.
Учащиеся гуманитарных, и прежде всего управленческих, специальностей оказываются в проигрышном положении по сравнению с естественниками: у них нет лабораторных работ, в ходе которых студент мог бы воочию наблюдать ход и результат своих действий. Помочь исправить положение и сформировать у специалистов понимание и образность могут интерактивные методы обучения, например имитационные игры.
Участники школы смогли попробовать свои силы в интерактивных управленческих играх – таких, как, например, «Стратегема-1», разработанная Деннисом Медоузом. Это позволяет смоделировать управленческие процессы в сложных динамичных системах, в которых бывает невозможно просчитать заранее эффективность и результат тех или иных принимаемых решений.
Иван ПОРТНОВ, по материалам www.strf.ru
Комментарии