Как способствовать развитию одаренного ребенка? Важно воспитать разностороннюю личность, а для этого нужны и предметные, и общекультурные компетенции, и творчество. Среда развития одаренности, включающая в себя образовательные смены, дистанционные и очные предметные курсы, интеллектуальное и творческое событийное пространство, – такой видит систему работы с детьми, проявляющими способности, директор центра поддержки одаренных детей «Стратегия» Инесса Шуйкова. Центр уже воспитал не одно поколение выпускников, и впереди еще очень много задач и идей.
Ради правого полушарияПо субботам здесь всегда столпотворение. Дети, мамы, папы, старшее поколение… Зал интеллектуальных спортивных игр уже давно стал открытой площадкой для всей области. Играют в «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и т. д. Есть уже заметные результаты даже на уровне страны. Настолько заметные, что центр сегодня – федеральная инновационная площадка по проведению интеллектуальных игр…Идея о том, что надо поддерживать одаренных детей, оформилась в Липецкой области еще в 2016 году. Ее тогда озвучил глава региона Олег Королев. Так что «Стратегию» можно считать в определенном смысле пионером. Во всяком случае, она появилась еще до того, как возник «Сириус», и до того, как на высшем уровне было сказано о том, что было бы неплохо открыть в каждом регионе свои маленькие «Сириусы». К этому времени региону и Инессе Анатольевне было что предъявить федеральному центру. Свой день рождения центр поддержки одаренных детей «Стратегия» празднует 5 октября.В здании центра – учебный корпус и два крыла – кампусы для студентов. В фойе и рекреациях центра можно увидеть картины, написанные участниками профильных смен. Такая традиция. Несмотря на то что здесь в основном заняты наукой, творческим проявлениям школьников никто не препятствует, наоборот, каждая смена пишет свои полотна, в которых пытается рассказать о впечатлениях и ощущениях, о том, что удалось увидеть и прочувствовать здесь за две недели. И картины у ребят получаются оригинальные… В общем, о развитии правого полушария здесь не забывают. Занятия творчеством вообще хорошо влияют на то, что ребята затем будут делать по своему основному профилю – математике или, скажем, физике.Есть в «Стратегии» и гостевой блок – для преподавателей, ведь сюда приезжают читать лекции не только липецкие преподаватели, но и профессура из НИУ ВШЭ, МГУ, МФТИ и других ведущих вузов страны.Территория центра постоянно преображается: в этом году заложен липовый сад, установлены беседки, где каждый может подумать о чем-то своем или вступить в дискуссию со своими товарищами. В следующем году в центре появятся открытый стадион и аэрополигон.Воспитание примеромВ коридорах учебного корпуса галерея выдающихся деятелей науки и искусства – уроженцев Липецкой области: здесь и Иван Бунин, и Евгений Замятин, и Константин Игумнов, и Михаил Пришвин, и, конечно, Николай Басов, нобелевский лауреат по физике. Те, кем по-настоящему можно гордиться и на кого равняться… А участников профильных смен в «Стратегии» даже не нужно заставлять: нередко бывает так, что они сами вслед за экскурсоводом рассказывают о своих земляках очень много интересного, сразу видно, что в районах идет серьезная краеведческая работа. В планах у Инессы Анатольевны создание именных аудиторий.Впрочем, в «Стратегии» умеют гордиться не только великими учеными прошлых лет. Здесь прекрасно понимают, что их современную смену трудно будет вырастить без общекультурного развития и воспитания. Поэтому здесь знают всех своих героев, их доска почета расположена как раз напротив одной из галерей великих.«Мы стараемся продвигать наших «звездочек»-олимпиадников, – говорит Инесса Шуйкова. – Это, вопреки стереотипам, очень разносторонние дети, ничуть не самоуглубленные, нисколько не зазнавшиеся, наоборот, это очень коммуникабельные ребята. Они своим примером продвигают образ школьника, стремящегося к знаниям и получающего за свои заслуги признание взрослых и сверстников. А для нас они становятся большими помощниками и наставниками на сменах. Младшие на них смотрят и во всем равняются».Выбираем верную стратегиюСпециалисты по возрастной психологии утверждают, что у одаренных подростков в приоритете не общение, как у их сверстников, а познание. У многих ребят в глазах возникает неподдельный интерес, когда они заходят в лабораторию, организованную совместно с Новолипецким металлургическим комбинатом. При создании «Стратегии» НЛМК выступил не просто в качестве спонсора. Отдел профориентационной работы комбината совместно со специалистами завода разработал под каждое устройство, которым оснастили лабораторию, лабораторные работы.Например, стоит задача – очистка сточной воды. И это действительно актуальный для НЛМК вопрос. Проектная команда решает эту задачу. Чаще всего такая команда состоит из студентов и школьников: дети обладают нестандартным мышлением, но пока не имеют уверенной научной базы, а у студентов она уже есть, и они могут просчитать возможность реализации креативной идеи. Ответом становится изготовление абсорбентов из отходов агропромышленного комплекса – косточек абрикосов, шелухи семечек и т. д. А на реакторе для органического синтеза, который стоит в лаборатории «Стратегии», можно выполнить не только все опыты из школьного учебника органической химии – даже студенты профильных специальностей приезжают, чтобы позаниматься здесь. Не уступает по популярности и новейший микроскоп с тысячекратным увеличением – на нем можно даже рассмотреть структуру металла! Исследуют на проектных сменах в «Стратегии» и свойства полимеров, причем на таком устройстве, которое могло бы осуществлять промышленный контроль качества материалов.«Когда представители НЛМК ознакомились с результатами нашей работы, а нам на тот момент был всего год, – говорит Инесса Шуйкова, – они предложили организовать проведение профильной металлургической смены. Это решение дорогого стоит – мы идем в правильном направлении и понимаем развитие современных технологий. А значит, мы выбрали верную стратегию».
Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» – это:- ресурсный центр по работе с высокомотивированными и одаренными детьми Липецкой области;- реализация образовательных программ олимпиадной подготовки в течение одного или двух семестров в очной форме и дистанционной школе с выездными профильными сессиями;- реализация дополнительных образовательных программ научно-технического творчества в детском технопарке «Кванториум»;- современная образовательная среда развития одаренности, консолидирующая общеобразовательные организации и учреждения высшего образования;- региональный оператор по проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников;- региональный оператор по проведению областных открытых олимпиад для школьников 3-6-х классов;- общедоступная электронная дистанционная школа олимпиадника для каждого школьника региона;- центр по проведению региональных олимпиад, фестивалей, форумов, конференций, выставок и других мероприятий по обобщению и распространению новых образовательных технологий;- региональный модельный центр дополнительного образования детей Липецкой области.
Цитата«Для нас важно, чтобы у всех детей независимо от их места жительства и социального статуса была возможность развивать свои способности, и особенно в тех областях, которые отражают развитие нашего региона. Поддерживая желание ребят трудиться на благо родного края, мы стремимся обеспечить приток в липецкую экономику, в науку высокоинтеллектуальных сил, необходимых для того, чтобы наш регион динамично развивался и был конкурентоспособен».
Инесса ШУЙКОВА, директор центра поддержки одаренных детей «Стратегия»
Комментарии