Итоговый диагностический контроль становится сегодня все более актуальным. Причин несколько. Во-первых, не за горами повсеместное введение единого экзамена. Во-вторых, именно положительные конечные результаты обучения чаще всего свидетельствуют об эффективности учительских методик, интенсивности и системности работы учеников. Для осуществления заключительной диагностики школе нужна целая система контрольно-измерительных материалов. Не только для выпускных, но для всех остальных классов. Однако, несмотря на обилие методической литературы для учителей, именно подобных контролирующих средств в настоящее время и не хватает.
Выход в свет книги А.И. Азевича “Рубежные тестовые работы по математике” (“Школьная пресса”, 2002 г.) в какой-то мере помогает заполнить имеющийся вакуум. В пособии, предназначенном учителям и ученикам, содержится система так называемых рубежных тестовых работ, которые в более полном объеме, нежели это предусмотрено обычной контрольной работой, позволяют выявить уровень сформированности учебных навыков школьников. Тестовые работы составлены в соответствии с программой по математике, отвечают примерному тематическому планированию и охватывают материал с 5-го по 11-й класс. По существу, тестовые работы являются новым видом контрольных работ, в которых, как и в обычной контрольной работе, не теряется необходимый уровень сложности и благодаря вариантам ответов корректируются действия ученика в ходе решения задачи. Все работы включают в себя два равноценных варианта, в каждом из которых – 10 задач. Одни из них отвечают базовым, другие – повышенным требованиям.
С целью достижения более высокого конечного результата автор предлагает в ходе непрерывного учебного процесса определять динамику обученности, реализуя целостную систему диагностических работ. Для этого учитель может выбрать ту или иную стратегию. Можно проводить диагностику по окончании учебных четвертей, а затем – в конце года. Или, используя соответствующие полугодовые работы, давать их в конце полугодий и по завершении учебного года. И это не единственный вариант формируемой системы. Исходя из особенностей учебного процесса, учитель может построить и свою собственную диагностическую схему. И в этом ему, несомненно, поможет пособие А.И. Азевича, поскольку в нем собраны диагностические работы для каждого рубежного этапа обучения. Автор книги разумно акцентирует внимание на этих этапах, так как именно на них учителю наиболее важно оценивать результаты работы учеников, анализировать свою педагогическую деятельность и определять последующие образовательные цели.
Данная книга полезна не только учителям, но и тем, кто непосредственно проводит итоговый контроль, – методистам и администрации школы. Чего греха таить, нередки случаи, когда проверяющий, желая определить качество работы учителя, или совсем не располагает необходимыми средствами диагностики, или использует традиционные методические пособия не по назначению. В результате – необъективность оценки, разочарование учителя и неверие ученика в свои потенциальные возможности.
Итоговый контроль – это напряженный момент ожидания результата. В нем пересекаются многие интересы: желание учителей и учеников получить достойную оценку, попытки администрации определить объективную картину обученности. В этот момент каждому требуется не только человеческий такт и терпение, но и адекватные диагностические средства. Сейчас их немного, а те, что используются при аттестации школ, не подлежат широкой огласке. В большинстве же методических пособий, адресованных учителям, промежуточным и итоговым формам диагностики отводится второстепенная роль. Поэтому появление “Рубежных тестовых работ по математике” – явление заметное и актуальное. Выход в свет такого вида “технологических” источников диагностики знаний следует только приветствовать.
Лидия Леонова
Комментарии