Как же это важно – помочь старшекласснику определиться, сделать правильный шаг! Проблема выбора предпрофильного направления обучения особо остро стоит перед девятиклассниками. В этом возрасте мало кто в состоянии самостоятельно определиться, кому-то помогут принять решение родители, а кто-то надумает выбрать более легкие, на его взгляд, предметы, что является самым опасным. Нельзя допустить, чтобы ребенок шел учиться, не имея стратегии, долгосрочной цели вложения в себя.
В школе №1499 предпрофильное обучение организовано по следующим направлениям: гуманитарное, технологическое, естественно-научное, социально-экономическое, кадетское, универсальное.
Одним из самых популярных у ребят является социально-экономический профиль. Однако из практики могу сказать, что многие дети не понимают, чем занимается экономист, и затрудняются выполнить иллюстрацию (то есть смоделировать конкретную ситуацию) экономики как науки, не могут отличить сферу производственной деятельности от сферы разума.
Только практика показывает учителю, какие пробелы в понимании общественной системы есть у школьников, и только их собственные практические навыки способны эти пробелы ликвидировать. Задача учителя – подбирать методы для комфортного восприятия информации, оставляя время на размышления и рефлексию. Нужно рассказывать о том, что даст им изучение каждого профиля. Например, для социально-экономического профиля это профессии аудитора, бухгалтера, маркетолога.
Профильными предметами для сдачи на ГИА по социально-экономическому направлению являются математика и обществознание. Особая ценность нашего учебного плана для данного профиля в разделении курса на отдельные уроки обществознания, права, экономики, а также нескольких элективных курсов. Конечно, при таком обилии часов у ребят есть возможность детально изучить предмет, разобраться в мелочах.
А для педагога это поле для воплощения творческих идей, ведь сколько интересных задумок остаются нереализованными из-за нехватки времени при двух часах в неделю в общеобразовательных классах! Совершенствуются навыки детей, реализуется индивидуализация обучения, а это одно из важнейших проявлений гуманизации образования. И, конечно, бесценна мотивация детей, ведь они прекрасно осознают, что это их выбор, понимают, зачем пришли, чувствуют, что ответственность лежит на них.
Самым эффективным познавательным методом профильного обучения являются выездные мероприятия, где ребята сами видят, как работают те или иные специалисты. Задача школы – предоставить возможность общения со студентами и профессиональными деятелями, организовать сотрудничество с крупнейшими экономическими организациями.
Так, школа №1499 в рамках проекта «Предпринимательский класс» сотрудничает с Плехановским РЭУ, участвует в мероприятиях от Сбера и множества других экономических организаций. Шаг за шагом размытые представления о своем профессиональном будущем превращаются в конкретное, почти пошаговое руководство к действию.
Профильное обучение помогает не только сдать экзамены, но и дает понимание, что с этим знанием в дальнейшем делать, помогает сосредоточиться, выстроить определенную модель дальнейшего обучения, своеобразную «дорожную карту», которая будет весьма четко давать ответ на вопрос, что и для чего в каждый момент он делает. Именно опыт профильного обучения играет ключевую роль при принятии окончательного решения о вузе.
Порой в наших мыслях, в теории выбор определенной деятельности чуть ли не идеален, а практика с размахом разбивает эти розовые очки. Данную ситуацию можно сравнить с тем, как многие из нас смотрят на бегунов в парке. Со стороны это сплошная романтика, легкость, грация, прекрасный внешний вид, но вот мы сами выходим на пробежку и сталкиваемся с тем, что дыхание не справляется уже на первых минутах.
А ведь так может быть и у детей, они выбрали направление, начали учиться: кому-то нравится, а кто-то осознал, что это совсем не его. Так, отрицательный результат – это не проигрыш, а победа, ведь понять вовремя, что человек ошибся с направлением и не потерять годы, также ценно. И здесь для школы важно, чтобы была предусмотрена возможность смены профиля на первых порах обучения. Это снимет лишний стресс, который совершенно не способствует развитию личности.
Ольга МУРАТОВА, учитель обществознания, экономики и права школы №1499
Комментарии