В условиях, когда выпускники московских школ вынуждены сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию, особое значение приобретает подготовка учащихся к осознанной работе с текстом, формирование умений выделять главное, систематизировать и обобщать полученные знания в различной форме.
Сегодня далеко не всегда срабатывают привычные методики и приемы. Современные школьники, живущие в информационной среде, нуждаются в инструментарии, позволяющем критически воспринимать информационный поток, уметь отличать истинные ценности от ложных. Стратегии и приемы, используемые в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), позволяют оживить урок, сделать учебный материал доступным и понятным, что, в свою очередь, ведет к формированию прочных и глубоких знаний.В своей работе я использую стратегии и приемы, отбирая те, что органически вплетаются в специфику преподаваемых дисциплин. Отдельное место в моей работе занимают приемы, позволяющие организовать осознанное чтение учебного текста, необходимое для всестороннего анализа и самостоятельного получения знаний. Среди таких приемов чтение текста с остановками, которое позволяет ребенку погрузиться в изучаемый источник, стать не только читателем, но и творцом. Система вопросов к тексту и его отдельным частям (остановкам) предполагает активную мыслительную деятельность, что особенно выигрышно при работе с незнакомым или малознакомым источником. Учащиеся становятся «участниками» событий, о которых они читают, выдвигают гипотезы, строят догадки, а прочитав новый отрывок, проводят рефлексию своей деятельности. Прием «чтение с пометами» помогает учащимся корректировать свои знания по изучаемой теме, поскольку пометки, которые проставляют учащиеся на полях текста, помогают выделить уже известное, не требующее дополнительного времени на изучение, например, новый материал, который вызывает особый интерес, или учащиеся выделяют спорные вопросы текста, которые им непонятны или вызывают противоречия. Таким образом, использование такого приема позволяет учителю совместно с учащимися выстраивать маршрут изучения темы, опираясь на имеющиеся знания и вопросы, мотивирующие изучение нового.На уроках истории и обществознания огромную роль играет работа по формированию понятий. Наряду с традиционными методическими приемами я использую и нестандартные – составление кластера, написание синквейна. Многие сложные понятия становятся доступными учащимся после их графического изображения в виде кластера – схемы, позволяющей выделить составные элементы сложного понятия, показать их внутренние связи, а зачастую и взаимосвязь с другими понятиями курса. Кластеры дают возможность учащимся проводить структурный анализ сложных исторических и обществоведческих понятий и явлений, способствуют успешному выполнению теоретических заданий ЕГЭ. Кроме того, кластер – удобная форма контроля, я часто предлагаю учащимся заполнить пропуски в кластере, составить самостоятельно кластер к обобщающему материалу, позволяющий проконтролировать не только знание темы, но и степень осознанности усвоенных знаний.Написание синквейна (пятистрочия) – прием, который при незначительных затратах времени позволяет организовать работу учащихся над понятиями, выявить степень эмоционального восприятия изучаемого материала, проконтролировать уровень знаний, провести обобщение.Стратегия «знаю – хочу узнать – узнал» помогает учащимся под руководством учителя выстраивать маршрут изучения темы, корректировать его в процессе изучения, самостоятельно формулировать домашнее задание, возвращаясь к первому этапу работы на уроке при подведении его итогов. Урок, выстроенный полностью в рамках технологии РКМЧП, должен соответствовать так называемой базовой модели технологии, предусматривающей реализацию трех основных стадий: вызов, осмысление, рефлексия, что позволяет организовать активное и осмысленное изучение темы на протяжении всего урока. Проектирование уроков в рамках этой технологии требует особой подготовки от учителя: формулировки мотивационной установки, способствующей активизации познавательных способностей учащихся, подбора учебных текстов, разработки системы заданий, подготовки раздаточного материала. Учитель на таком уроке выступает в роли тьютора, сопровождающего и направляющего самостоятельное получение знаний, помощника, наставника, перестает быть единственным источником знаний.Существует мнение, основанное на взглядах авторов этой технологии, о том, что приемы и стратегии РКМЧП работают и дают высокий результат только при полном и систематическом внедрении образовательной технологии в учебный процесс, однако, работая по данной технологии в течение четырех лет, я пришел к выводу, что включение ее отдельных приемов и стратегий в традиционный урок позволяет в разы повысить его эффективность, активизировать мыслительные процессы учащихся, повысить интерес к изучаемому материалу.Приемы и стратегии технологии РКМЧП доступны учащимся, не требуется значительных затрат времени для обучения им. Как правило, на втором-третьем уроке учащиеся полностью осваивают особенности новых стратегий, качественно выполняют задания учителя. Говоря о возрасте и уровне подготовки учащихся к проведению уроков в рамках РКМЧП, хочется отметить, что технология подходит для учащихся всех школьных возрастов и любого уровня подготовки. Учащиеся слабых классов активно включаются в работу, заметно повышается их мотивация к учению, возрастают качественные показатели учебно-воспитательного процесса. Ученики с низкими показателями техники чтения, работая по приему «чтение с остановками», улучшают свои способности к чтению, не только повышая скорость чтения, но и приучаясь к осознанному чтению. Деление сложного текста на смысловые части позволяет слабым учащимся преодолевать трудности его восприятия, выводят их на уровень остальных.Василий НОВИКОВ, учитель истории, заместитель директора по УВР школы №1167
Комментарии