search
main
0

Стратегии формирования читательских умений

​Наши школьники быстро и успешно овладевают техникой чтения, но вот беда – на уровне понимания прочитанного текста происходят весьма заметные сбои и потери. Это обусловлено рядом причин.И одна из них – жизнь в информационном обществе с ее фрагментарностью восприятия действительности. И ребенок на глазах растрачивает вроде бы природой данные способности к осмыслению текстового потока.

Перед кафедрой гуманитарного образования Московского института открытого образования встала проблема разработки курса повышения квалификации, на основе которого учитель московской школы смог бы эффективно переформатировать организацию работы с текстовой информацией вне зависимости от преподаваемого предмета. Смысловое чтение… Слово «смысловое» является производным от слова «смысл», а слово «смысл» в свою очередь кровно связано со словами «мысль», «мышление». Нет сомнений в том, что чтение – мощнейший интеллектуальный процесс, в котором самым непосредственным образом задействованы все основные мыслительные операции. Но что именно подразумевает современная педагогическая наука под смысловым чтением? Нередко приходится слышать следующие сочетания: «функциональное чтение», «целевое чтение», «продуктивное чтение», «эффективное чтение». Обращает на себя внимание то, что объединяет слова «функциональное»», «целевое», «продуктивное», «эффективное». Фактически речь идет о чтении, далеко выходящем за рамки, собственно, читаемого текста. Назовем это условно «чтение +». Ведущими специалистами в области чтения, коммуникации и риторики был разработан курс повышения квалификации «Способы формирования и оценки грамотности чтения и письменной речи школьников», призванный адаптировать педагогов к работе в новой парадигме обучения чтению.Уже весной 2017 года курсовую подготовку прошли более 150 педагогов столицы. Они стали своеобразными первопроходцами в профессиональном сообществе. Причем важно подчеркнуть, что разработанная программа рассчитана на педагогов всех образовательных областей, поскольку смысловое чтение относится к универсальным учебным действиям, формируемым современной российской школой вне зависимости от изучаемого предмета. Не случайно многие группы по обучению были открыты на площадках крупных образовательных комплексов Москвы с участием целых педагогических коллективов (школа №1468, директор – И.М.Бронштейн; школа с углубленным изучением иностранного языка №1293, директор – Е.А.Фураева).Проведенное первое погружение в проблематику смыслового чтения показало, что мы на верном пути. Были получены данные об общем состоянии подготовленности педагогических кадров к работе в режиме смыслового чтения. Эти данные нам необходимы для дальнейшей корректировки курса, который может рассматриваться как базовый курс кафедры гуманитарного образования. Однако апробационный опыт также позволил сделать выводы о необходимости прирастить к курсу определенные темы, связанные с организацией работы педагога с учебными текстами. Кратко остановимся на особенностях предлагаемого курса. Как всегда, зададимся двумя ключевыми вопросами: чему мы учим и как учим? Основными направлениями образовательной деятельности в рамках курса повышения квалификации по смысловому чтению выбраны конкретные содержательные линии. Перечислим их:- «Рассмотрение текста в самом широком значении (печатные и электронные тексты; учебные и внеучебные тексты; сплошные, несплошные, смешанные и составные тексты)»;- «Раскрытие типологии разнообразных учебных заданий при работе с текстом (нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание и форму текста и их оценка)»;- «Обучение технологиям чтения с разными целеустановками (ознакомительное, просмотровое, изучающее и поисковое чтение)»;- «Трансляция опыта трехэтапной организации работы с текстом (предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы)».Говоря о методической основе курса, необходимо отметить большое значение, которое придается практическим формам учебной деятельности педагогов. На занятиях и в самостоятельном режиме они изучают готовые учебные материалы, размещенные в библиотеке Московской электронной школы; наблюдают за процессом взаимодействия учителя и учеников посредством просмотра фрагментов видеоуроков; пробуют свои силы в подборе текстов, инфографических элементов и PISA-подобных заданий к ним; наконец, на итоговом (зачетном) занятии выступают с презентациями выполненных проектов – смоделированных уроков, в основу которых положено смысловое чтение как вид общеучебной работы. В процессе организации работы с педагогами преподаватели курсов следуют принципу смены ролей: с одной стороны, педагоги выступают в условной роли учеников школы, выполняя те или иные учебные задания, с другой стороны, преломляют свой взгляд с позиции учителей, осознавая функции предъявляемых заданий и комментируя предполагаемые ответы учеников на основе критериальной системы оценивания. Программа способна повысить уровень профессиональной компетенции московских учителей, а через учителей оказать влияние на общеучебные достижения московских школьников и, как следствие, совершить качественный прорыв ребят на международной образовательной арене.В развитии курса намечена и линия профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава кафедры гуманитарного образования. Чтобы курс был живым, постоянно обновляемым, преподаватель в системе повышения квалификации должен быть способен к профессиональному взаимодействию с педагогическими коллективами московских школ. Роман ДОЩИНСКИЙ, доцент кафедры гуманитарного образования МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте