Эффективно управлять современным образовательным комплексом при численности работников более 200 и контингенте учащихся более 1500 человек невозможно прежними методами и без использования современной модели бюджетирования и стратегического планирования развития, а также автоматизации данных процессов.
До начала реализации программы развития Москвы на период до 2016 года в части реорганизации образовательных учреждений многие директора школ и заведующие детскими садами годами и даже десятилетиями планировали потребности в объемах оплаты труда работников учреждений, закупке мебели и оборудования, содержании, обслуживании и ремонте помещений, благоустройстве территорий исходя из достаточно обобщенного плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), который составляется на срок менее одного календарного года и имеет очень обобщенную структуру, состоящую из сильно укрупненных статей доходов (поступлений) и расходов. В конце июля 2014 года президент издательства «Просвещение» В.Узун выступил с очень своевременной инициативой по разработке финансово-хозяйственной модели стратегического плана развития образовательных организаций. На первую встречу для обсуждения идеи были приглашены 20 директоров крупных ОО, по результатам встречи изъявили желание включиться в процесс разработки 3 директора ОО: я, директор школы №1308 А.В.Карпухин и директор школы №2095 «Покровский квартал» И.Новокрещенов. Совместно с командой опытных финансистов и консультантов издательства «Просвещение» за 1,5 месяца был сформирован проект модели стратегического плана (МСП) развития ОО. Пилотной образовательной организацией для апробации МСП стала наша гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой.Зачем нужна модель стратегического плана (МСП) развития ОО? Она позволяет:- ответить на вопрос: как директор образовательной организации видит развитие ОО в долгосрочной перспективе в горизонте 5 и более лет;- понять, какие ресурсы (человеческие, финансовые, интеллектуальные) нужны для достижения главных педагогических целей и задач ОО;- спрогнозировать остатки денежных средств на конец каждого года на протяжении 5 лет;- увидеть эффект от развития платных образовательных услуг;- избежать кассовых разрывов ОО, снизить риск административной и уголовной ответственности директора ОО. В настоящее время нередки ситуации, когда у ОО в определенный момент календарного года не хватает денег на оплату всего объема поступивших счетов или даже на такие самые необходимые расходы, как ФОТ, в том числе стимулирующие выплаты, а также оплата коммунальных расходов. Особенно вероятность подобных ситуаций повышается в условиях формирования больших образовательных комплексов, когда директор уже не может интуитивно оценить объем осуществляемых платежей и предположительный остаток средств на счетах. МСП позволяет спрогнозировать подобные ситуации и до их наступления предпринять меры, чтобы избежать их наступления.Каковы функциональные преимущества МСП?Это: автоматическая загрузка данных из существующих систем (контингент, АИС кадры, «5 сентября», государственное задание) нажатием одной кнопки. МСП не должна стать информационной системой, дублирующей существующие, МСП – связующее звено между существующими системами; автоматическое формирование ПФХД из модели; вполне возможно, что актуальность ПФХД в текущем виде в ближайшие 1-3 года крайне снизится; автоматическое формирование плана закупок для портала поставщиков из модели. В связи с детализированным планированием в МСП всех потребностей каждого работника ОО предполагается возможность из МСП настроить увязку с порталом поставщиков и выгрузку запланированных данных в план-график закупок ОО на портале;5-летний горизонт планирования вместо 8 месяцев по ПФХД; помесячное детальное постатейное планирование; максимальная детализация статей доходов и расходов; учет инфляции, повышения цен на коммунальные услуги и т. п.; детальный учет и планирование всех потребностей каждого работника ОО; ежемесячное сопоставление плана-факта; формирование культуры планирования необходимых ресурсов для своей работы; повышение ответственности за эффективное планирование расходования бюджетных средств.Модель стратегического планирования развития ОООРаздел 1. Общие сведения об ОО1.1. «Общая информация об ОО» – представляется статистическая информация в табличном и графическом виде, в том числе: общая характеристика зданий; место ОО в городском рейтинге; качество предоставляемых образовательных услуг; наличие призеров и победителей Всероссийской и Московской олимпиад; итоги проведения диагностических работ в 4-х и 7-х классах; эффективность работы дошкольного отделения; эффективность работы по профилактике правонарушений; наполняемость классов учащимися; структура штата ОО по категориям работников; эффективность финансирования ОО; прочая информация.1.2. «Цели и задачи ОО» – оцифрованные педагогические и прочие цели и задачи ОО.1.3. «Допущения» – допущения по инфляции, налоговым ставкам, прогнозируемым изменениям расходов на коммунальные услуги. При изменении всего лишь в одной ячейке размера инфляции, например со значения 7% на 9%, все расходные статьи, подверженные влиянию инфляции, автоматически пересчитываются на 5 лет вперед.Раздел 2. Сводные листы (отчеты)2.1. «План-2014» – краткосрочный план поступлений и расходов на 1 текущий год с максимальной детализацией по статьям.2.2. «План-факт-2014» – план-факт анализ исполнения бюджета, сопоставление фактических данных с запланированными, расчет отклонений, анализ отклонений. 2.3. «План 5 лет» – долгосрочный план на 2015-2019 гг. Важнейший отчет всей МСП, позволяющий увидеть в сведенном виде совокупный объем поступлений и расходов ОО на 5 лет с максимальной детализацией по статьям в помесячном разрезе, а также увидеть кассовые разрывы, прийти к выводу о необходимости корректировки доходной или расходной части для стабилизации финансово-экономического положения ОО.Раздел 3. Вспомогательные расчеты. Расчетные листы/листы ввода данных3.1. «Лист расчета субсидий на выполнение государственного задания» – позволяет детально спланировать объем поступлений на выполнение государственного задания на основе данных о численности и финансовом нормативе по каждой категории воспитанников и обучающихся.3.2. «Приносящая доход деятельность» – лист расчета доходов/расходов по приносящей доход деятельности («внебюджетка») позволяет детально рассчитать поступления (выручку) по каждому кружку, студии, секции, спрогнозировать повышение стоимости на 5 лет вперед, учесть все расходы, связанные с оказанием платных образовательных услуг, и увидеть финансовый результат (чистую прибыль), размер которого в относительном выражении должен составлять не менее 25-30%, чтобы можно было охарактеризовать данное направление деятельности ОО как эффективное. 3.3. «ФОТ» – лист расчета ФОТ в разрезе ставок, наименования должностей, размеров окладов, надбавок, стимулирующих выплат. На этот лист будут выгружать данные из программы «5 сентября» и далее строить финансовый прогноз на 5 лет на основании предпосылок по развитию тех или иных направлений деятельности ОО.3.4. «Олимпиады, ЕГЭ, ОГЭ» – лист расчета расходов на дополнительную подготовку к олимпиадам, ЕГЭ, ОГЭ. Это пример одного из возможных вариантов достижения педагогической цели – повышения академической успеваемости обучающихся посредством выбора сильных педагогов и предоставления им оплаченных по более высоким ставкам дополнительных часов подготовки обучающихся к окружному, городскому и заключительному этапам олимпиад, а также к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.3.5. «Операционные расходы» – лист расчета расходов по операционной деятельности (коммунальные расходы, связь, содержание имущества).3.6. «Инвестиции» – сводный отчет по инвестиционным вложениям.3.7. «Карта потребностей ОО» – карта инвестиционных потребностей ОО в разрезе наименований расходов по годам позволяет в простом табличном формате любому работнику (учителю, воспитателю, психологу) запланировать все свои потребности для исполнения должностных обязанностей и эффективного достижения поставленных руководством целей, указав количество и стоимость на текущий момент. Далее заведующий хозяйством каждого здания с любым базовым образованием сможет свести все потребности работников структурного подразделения в сводную таблицу и передать для проверки и утверждения администрации ОО.3.8. «Факт-данные» – лист ввода фактических данных (остатки по счетам, передача остатков при реорганизации).МСП также информационная система, которая позволяет управлять отдельными, не связанными друг с другом проектами ОО, но направляющими ОО к развитию. Рассчитав расходы на осуществление того или иного проекта, достижение педагогической цели, итоговые расходы или поступления отражаются в соответствующих разделах МСП. Пример такого проекта и достижения педагогических целей – проект «Возведение крыши для физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК)». На протяжении уже нескольких лет в связи с переполненностью основного корпуса гимназии №1619 обучающимися в основном спортивном зале периодически занимается более 1 класса на уроках физкультуры, что приводит к снижению эффективности проведения уроков и повышению уровня травмоопасности. Также следует отметить, что по той же причине во второй половине дня спортивный зал занят вплоть до 21.00 ежедневно, что не позволяет думать о развитии спорта путем расширения спектра спортивных секций в этом корпусе. Решение проблемы – возведение крыши над открытым теннисным кортом, располагающимся на прилегающей к корпусу территории. Этот проект позволит перевести теннисный корт в режим круглогодичного использования, превратить его в универсальный спортивный зал (физкультурно-оздоровительный комплекс) для проведения уроков физкультуры в первой половине дня и активного развития спортивных секций по различным видам спорта для детей и взрослых во второй. Он решит конкретные педагогические цели, позволит проводить соревнования по различным видам спорта районного и окружного масштаба, увеличит возможность поступления дополнительных средств от организации платных спортивных секций. Еще один пример масштабного проекта и стратегического планирования развития ОО – проект «Строительство бассейна». До создания нашего крупного образовательного комплекса строительство бассейна было несбыточной мечтой… Теперь это непростая, но осуществимая цель, которую возможно достичь при правильном стратегическом планировании и привлечении инвестиций. МСП позволяет заложить накопления части софинансирования этого проекта, объем необходимых инвестиций и/или средств спонсоров, меценатов, а также последующий эффект от введения в эксплуатацию этого объекта, выражаемый в: поддержании здоровья обучающихся посредством введения обязательных уроков плавания в качестве физкультуры для всех обучающихся; развитии водных бесплатных спортивных секций; проведении соревнований по водным видам спорта районного, окружного и даже городского масштаба; существенном повышении объемов внебюджетных средств гимназии от платных услуг в бассейне; повышении конкурентоспособности гимназии для привлечения новых обучающихся.Но, конечно же, отправная точка и фундамент для начала работы над МСП – п. 1.2 «Цели и задачи ОО», в котором в оцифрованном детальном виде представляются основные педагогические и прочие цели и задачи ОО. Заполнение последующих листов идет в четкой привязке с педагогическими целями ОО и служит их скорейшему и целенаправленному достижению. Осмысление и планирование способов достижения педагогических целей ОО – первостепенная стратегическая задача директора, администрации и всего педагогического коллектива ОО, а представленная модель стратегического плана развития ОО станет эффективным и удобным инструментом для ее достижения. Александр ЖДАН, директор гимназии №1619
Комментарии