В Федеральном государственном учреждении – Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» – собрались представители педагогической общественности и СМИ. Им предоставили возможность протестировать цифровые образовательные ресурсы, разрабатываемые в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Директор НИИ Владимир СТАРЫХ рассказал об информационных ресурсах, которые созданы «Информикой» для всех участников образовательного процесса.
Как известно, первым информационным ресурсом, используемым в системе образования, были тексты, которые размещались непосредственно на сайтах. Разумеется, что смотреть их и работать с ними можно было только открыв конкретный сайт, что далеко не всегда удобно.
На следующем уровне развития появились гипертекстовые материалы, где по гиперссылке можно было вертикально просматривать большее количество иерархических ресурсов. Поскольку все они были разрознены, в рамках федерального заказа «Информика» изготовила в 2005-2006 годах информационную систему Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
А так как к этому времени уже возникла потребность в настоящих полнотекстовых ресурсах – оцифрованных книгах, методических материалах – сердцевиной этого ресурса стал раздел Библиотека. Здесь представлено порядка 11000 учебных материалов, которые могут читаться практически с любого экрана. Это материалы, дарованные нам рядом вузов, библиотек, издательств, методических центров по определенным соглашениям с «Информикой» для открытого доступа.
К сожалению, материалов, которые поступали бы к нам непосредственно от средних школ, у нас пока еще нет – в основном информация идет от вузов, сотрудничающих со школами.
Первый среди равных
Одним из самых мощных ресурсов является Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru. Он предназначен для школьников, студентов, аспирантов, ученых, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, а также всех, кому интересны современные достижения в сфере образования и науки.
Здесь находится очень много информации самого различного рода:
• архив государственных образовательных стандартов для начального, среднего, высшего и послевузовского образования;
• базы данных российских образовательных учреждений (школы, учреждения системы НПО, СПО, вузы);
• архив распорядительных и нормативных документов системы российского образования;
• законодательная база «Гарант» (разделы «Образование», «Наука», «Физическая культура»);
• актуальная информация о российских и зарубежных программах, конкурсах и грантах в сфере образования;
• образовательная статистика;
• картографический сервис для образовательной статистики и учебных карт;
• каталог образовательных сайтов, электронных полнотекстовых библиотек, электронных периодических изданий образовательной тематики;
• система новостных лент с подпиской, в том числе импортированных через HTTP/XML-интерфейс с других порталов.
Хочется особо отметить подраздел портала Каталог образовательных интернет-ресурсов. Это очень серьезное и мощное ресурсное собрание, представляющее собой как собственно закаталогизированные метаописания информационных ресурсов, так и метаописания, импортированные из других образовательных порталов и сайтов, собранных на федеральном уровне. Каталог содержит около 30000 ссылок и рубрицирован по 1100 категориям в базе данных. Это постоянно обновляемый инструмент, которым активно пользуются очень многие.
Аудио и видео
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru предназначена для всех участников образовательного процесса – от учеников и родителей до разработчиков УМК и руководителей органов образования*. Помимо прочего, она интересна тем, что в этом проекте удалось очень точно спроецировать ресурсную базу на систему образования, и конкретно – на среднюю школу. Получился если и не интерактивный, но уже точно мультимедийный вариант. Пока здесь около 23000 ресурсов – видеофрагменты, музыкальные отрывки, фотокадры и т.д.
Коллекция ЦОР формируется из следующих разделов:
• наборы ресурсов к отдельным главам учебников;
• тематические коллекции (произведения русской и зарубежной классической музыки, видеоопыты по химии, коллекции материалов по математике);
• инструменты для поддержки учебного процесса;
• электронные издания (ресурсы на CD/DVD, энциклопедия «Кругосвет», журнал «Химия и жизнь», «Квант»);
• ресурсы учителей и так далее.*
Сервис-центр
Портал Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР) шести типов:
• электронные учебные модули открытых мультимедиа-систем (ОМС);
• электронные учебные модули виртуальных коллективных сред;
• ЭОР на локальных носителях;
• текстографические ЭОР;
• ЭОР на базе flash-технологий;
• ЭОР на базе java-технологий.
Феномен ЭОРов в том, что они могут жить самостоятельно. Их появление означало качественный скачок в развитии электронных средств обучения. Ведь этими ресурсами можно пользоваться в разных средах, независимо, где находится человек, ибо они размещены на наших серверах и не привязаны ни к конкретному месту, ни к автору ресурса.
ЭОРы нового поколения помогают осуществить реальную обратную связь, то есть позволяют работать интерактивно. Просмотр их осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения «Плейер ОМС», расположенного на портале ФЦИОР и доступного для загрузки.
Сейчас на портале находится 3300 ЭОРов, которые прошли этап технической апробации на соответствие техническому заданию. А к декабрю 2007 года у нас должно быть размещено 10000 ЭОРов. Теперь мы нуждаемся в обратной связи с разработчиками на предмет того, насколько все это продумано с точки зрения методики. Пока еще есть возможность что-то исправить, дополнить, улучшить. Речь, правда, идет не о том, чтобы переделывать уже готовые 3300 ЭОРов, потому что для этого уже нет времени и возможностей. Гораздо важнее сделать хорошо остальные 7000.
Надо сказать, что ФЦИОР – логическая краеугольная структура, которая создана для централизации ряда мероприятий, проводимых Минобрнаукой и Рособразованием в части реализации проекта ИСО. Но ориентирована она именно на потребителя. В ее основу положена сервис-ориентированная модель информатизации сферы образования. Другими словами, ФЦИОР должен предоставлять сервисы для ОУ, учеников, учителей и т.д.
Какие же задачи ставятся перед ФЦИОРом сейчас?
1. Реализация концепции «Единого окна» для входа во все образовательные ресурсы, существующие на федеральном уровне.
2. Создание сервиса «Интернет-сайт». Необходимо, чтобы любой человек, не имеющий специальной подготовки, мог без привлечения специалистов со стороны сделать из предложенных шаблонов трех уровней сложности сайт для своей школы. Причем сайт этот не должен требовать какого-то постоянного администрирования, а выложить на него информацию мог как учитель или директор, так и ученик, имеющий авторизованный доступ.
3. Обеспечение сервиса бесплатного хостинга. Предполагается, что уже в этом году школы не будут платить за сайты, размещены на единой федеральной площадке, так как за это платит государство.
4. Предоставление всем школам антиспамовой, защищенной от вирусов электронной почты. До конца 2007 года ФЦИОР готов предоставить 60000 почтовых адресов для средних школ.
5. Виртуализации – эксперимент, который касается преподавания отдельных дисциплин по подготовке информационных специалистов. Поэтому очередной сервис связан с созданием учебно-лабораторного комплекса «Практико-ориентированные дистанционные формы обучения». В данный момент ФЦИОР представляет собой мощный комплекс, куда уже входят 22 сервера, и скоро будет подключено еще столько же. Так вот, на базе наших серверов можно будет создавать виртуальные объединения, куда можно загружать любые программные среды, доступные из любой точки. Дело в том, что существуют некоторые программные продукты, установить которые может позволить себе далеко не каждый вуз, не говоря уже о школах. Для этого требуется очень мощная аппаратура. Теперь ФЦИОР может предоставить свои виртуальные кластеры для инсталляции сложного программного обеспечения. И любое образовательное учреждение может работать с этими сложными программами, используя наши сервера.
6. Последний сервис называется «Конструктор траекторий». Он позволяет на основе ЭОР формировать в режиме реального времени индивидуальные траектории обучения. Не все учителя могут на интуитивном уровне сразу гармонично встроить эти ЭОРы в свой учебный процесс, связать их с программой, БУПом, учебниками. Поэтому здесь мы собираемся размещать методические рекомендации по использованию ЭОРов. Индивидуальные образовательные траектории нам очень необходимы, поскольку они позволят каждому педагогу создать из предложенных элементов какую-то свою, неповторимую траекторию.
Электронная версия
В начале этого года мы разослали по школам страны брошюру «Образовательные ресурсы сети «Интернет» для основного общего и среднего (полного) общего образования». Эту книжку выпустили тиражом 65000 в расчете на то, что каждая школа должна получить хотя бы один экземпляр. Но поскольку материал оказался очень востребованным, была создана электронная версия этого издания Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://katalog.iot.ru, которая имеет дополнительные возможности:
• поиск ресурсов по одному или нескольким ключевым словам;
• участие в системе рейтингов ресурсов;
• добавление комментариев к ресурсу (для зарегистрированных пользователей);
• отправка сообщения модератору о некорректной ссылке на ресурс;
• добавление ресурса (после модерации);
• загрузка локальной версии каталога (в формате MS Word или PDF).
Теперь любой человек сможет воспользоваться этой подборкой, тем более что все упомянутые там ресурсы актуализированы, проверены и подтверждены нами как «живые», действующие.
Методисты нам помогут!
Еще один проект, который ведется совместно с НФПК, – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей http://school.iot.ru. Здесь размещаются современные учебно-методические и нормативно-правовые материалы по вопросам организации, реализации и поддержки интернет-обучения школьников, которые систематизированы как по предметам, так и по всем основным аспектам проблемы:
• организация интернет-обучения (модели, методика, технологии и системы управления);
• подготовка специалистов и повышение квалификации в области интернет-обучения (разработчиков учебных материалов, сетевых преподавателей, педагогов-кураторов);
• методики и технологии разработки УМК для интернет-обучения.
Сайт осуществляет поддержку коммуникационных площадок коллективного и индивидуального общения профессиональных групп разработчиков и пользователей учебных материалов для интернет-обучения школьников по широкому спектру вопросов – методичестким, технологическим, организационным, нормативно-правовым.
Все о ЕГЭ
На Портале информационной поддержки единого государственного экзамена http://ege.edu.ru можно найти практически все, что касается ЕГЭ. Для выпускников школ и учителей здесь размещены материалы, необходимые для подготовки и успешной сдачи экзамена. Абитуриенты могут получить адреса вузов и ссузов со списком специальностей, по которым засчитываются результаты ЕГЭ.
Специально для руководителей образования и наблюдателей на портале регулярно проводятся конференции, оперативно размещаются нормативные документы, приказы и инструкции Минобрнауки.
Разработчики КИМов могут узнать об условиях ежегодного конкурса, получить образцы и шаблоны тестовых заданий, провести в диалоговом режаме экспертизу заданий. Также здесь можно получить официальные пресс-релизы Минобрнауки, копии текущих публикаций в СМИ по тематике ЕГЭ.
Для всех категорий пользователей здесь ведутся специализированные форумы.
Образование в цифрах
и графиках
Интернет-сайт Статистика российского образования http://stat.edu.ru – это интегрированный ресурс, который обеспечивает свободный доступ к открытым данным образовательной статистики федерального и регионального уровней.
Сайт состоит из трех основных разделов:
• непосредственно самих статистических материалов, представленных в виде карт, таблиц, графиков;
• текстовых материалов – обзоров, аналитических материалов, методологических и методических разработок, глоссария и др.;
• системы полнотекстового поиска данных и иной информации, размещенной на сайте.
Это очень серьезный, хотя и довольно тяжеловесный проект, потому что в нашем огромном государстве статистические данные всегда запаздывают. Мы работаем на основе тех материалов, которые нам предоставляют Росстат и региональные управления образования. Анализ статистики посещений показывает, что сайт активно посещается различными группами пользователей, в том числе зарубежными.
Положение дел в регионах
Проект Мониторинг информатизации образования регионов http://stat.iot.ru предоставляет возможность анализа ряда показателей, характеризующих уровень информатизации образования в разрезе субъектов РФ.
Список показателей включает основные разделы:
• общие сведения о субъекте РФ;
• общая характеристика системы образования;
• компьютерное оснащение образовательных учреждений;
• использование ИКТ;
• подготовка кадров в области ИКТ в общеобразовательных учреждениях;
• финансовая и техническая поддержка учреждений по внедрению ИКТ;
• телекоммуникация и Интернет.
Доступ к системе осуществляется с использованием пошагового конструктора запросов. Пользователь последовательно задает интересующие его параметры и получает отчет в виде таблицы. Полученные данные могут быть отражены на карте. Система позволяет строить тематические карты на основе данных, вводимых пользователем.
Комментарии