search
main
0

Стратегический багаж. Как реализуется план действий Всемирной программы образования в области прав человека

В малюсеньком страсбургском кафе прозвучал странный вопрос: «Вы армянин?» Задан он был по-французски с обескураживающим простодушием. Атом Мчитарьян недоуменно пожал плечами: «Уи, бен сур». «Вау!» – обрадовался любознательный полуночник. – «Я так люблю армян. Эта нация подарила нам Шарля Азнавура». Шла вторая бессонная ночь: днем жаркие дебаты в Совете Европы, ночами же мы бродили по узеньким улочкам картинного городочка – наша русскоязычная группа жаждала увидеть столицу Эльзаса. В группу, рабочим языком которой на Европейском региональном совещании по Всемирной программе образования в области прав человека был русский, вошли литовцы, украинцы, грузины, молдаване, киргизы. Каждому хотелось поделиться своим опытом воплощения в жизнь первого этапа плана действий принятой в июле 2005 года государствами – членами Организации Объединенных Наций Всемирной программы. Два года назад этот документ ознакомил партнеров по содружеству суверенитета с предложениями конкретной стратегии и практическим руководством по введению образования в области прав человека в программы начальных и средних школ. Сейчас же все собрались вместе, чтобы выяснить: насколько широко удалось внедрить философию просвещения в области прав человека в разных странах и на что следует ориентироваться в дальнейшем.

Пленарное заседание в качестве увертюры много времени не заняло, но четко обозначило курс предстоящих обсуждений и расставило смысловые акценты над задачами, которые предстояло решить. Особенностью этой встречи стало то, что ее организовывали совместно Верховный комиссар ООН по правам человека, ЮНЕСКО, ОБСЕ и Совет Европы. Этот факт сотрудничества столь влиятельных организаций сразу же настроил на добрый лад, послужив примером объединения усилий в гуманитарных целях.

Председатель Специальной консультативной группы по образованию в области прав человека и воспитания демократической гражданственности Райнхильд Отте подчеркнула, что красивые и правильные слова остаются пустым звуком, если не вникать в их суть. Только тогда программы ООН приобретут значение, когда их будут внедрять на местах. Разговоры о правах не должны быть привилегией избранных, каждый человек обладает гражданским весом, и следует донести эту концепцию до его сознания как можно быстрее и доходчивее. Начальник Департамента школьного и внешкольного образования Совета Европы Олоф Олафсдоттир озвучила мнение многих сторонников непрерывности получения знаний, что правам человека следует начинать обучать с детского сада и не прекращать обогащать свой граждановедческий багаж в течение всей жизни. Каким образом права человека ввести в систему школьного образования, сумела презентационно показать специалист по вопросам прав человека отдела методологии, образования и профессиональной подготовки Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Елена Ипполити.

Определив состав шести рабочих групп и вынеся на суд более двухсот экспертов наиболее животрепещущие вопросы, пленарное заседание взяло тайм-аут до вечера следующего дня. К тому моменту у докладчиков, закрепленных за каждой группой, должны были появиться рекомендации стратегических действий, которые озвучат в финале совещания. Подвести итоговую линию под заключениями специалистов попросили главного докладчика руководителя Ассоциацией прав человека в образовании Фелису Тиббиттс.

Модератор нашей группы – президент Санкт-Петербургского центра «Стратегия», руководитель отделения прикладной политологии филиала ГУ-ВШЭ Александр Сунгуров после совещания поделился своими впечатлениями о нем:

– Многое в выступлениях и дискуссиях, на мой взгляд, достойно развития. Два первых вопроса, по сути, касались планирования политики в области образования по правам человека и ее осуществления. Все выступления показали, что план действий Всемирной программы образования в области прав человека фактически нигде не реализуется. Только в Казахстане принят документ, соответствующий международному стандарту. Государства тем не менее успешно отчитываются по реализации этого и иных планов. Таким образом, и власть соглашается с таким положением, национальную политику разрабатывают и реализуют в сотрудничестве с экспертным сообществом и опираясь на международные, фактически только гражданские организации.

Молодой правозащитник Андрей Юров поднял важную тему, задавшись вопросом: «А какие именно права являются предметом образования – права первого или второго поколения, личные и политические или социально-экономические?» Он считает, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о социально-экономических, и они задвигают собственно фундаментальные права человека на второй план. Другая проблема, обозначившаяся в ходе дебатов, звучала так: должен ли быть предмет прав человека обязательным либо факультативным? Юров, например, считает, что он может быть только факультативным. Консультант Грузинской ассоциации образовательных инициатив Павле Твалиашвили и многие другие с ним не согласны.

Докладчик от нашей группы на пленарном заседании вице-ректор Пултускской академии гуманитарных наук Кшиштоф Островски отметил:

– Самое главное в обозначенном для обсуждения вопросе «Учебная атмосфера и связи между школьным и внешкольным образованием» – разрыв между декларируемыми ценностями и реальной атмосферой школьной жизни. Это реальная проблема понять, имеют ли родители право препятствовать воспитанию у их детей активной гражданской позиции? Где заканчивается право родителя на опеку и контроль и где начинается право молодого человека на собственную позицию, в том числе и право на риск собственной безопасностью? Вторая проблема – это соотношение между фундаментальными правами, едиными для всех, и национально-культурными особенностями отдельных стран. Проблема соотношения между универсальным характером прав человека и религиозными традициями, культурными нормами. И если вместо универсализма мы встанем на позицию культурного релятивизма, то где будет его граница? И кто возьмет на себя смелость ее определить? Говоря об обучении правам человека, мы часто вкладываем в эти понятия различные смыслы.

Да, словесные баталии разгорались на заседаниях рабочих групп нешуточные. Темы щекотливые, видение ситуации у каждого свое. Сказывается личный опыт отстаивания гражданской позиции каждого, и только руководитель Центра гражданского образования Российской академии повышения квалификации Татьяна Болотина начинает делиться позитивными наработками в этом вопросе, тут же наталкивается на скептичное – мало. Свойство человека желать большего и требования развитых в демократическом плане государств в совокупности дают понять: мы продвигаемся к созданию гражданского общества малюсенькими шажочками. Вот и дерзали на заседаниях, намереваясь наверстать упускаемое, вот и примеривали на себя яркие вывески – «Фабрика стратегии», «Азбука толерантности», «В поисках плана действий». Сдружились на этой почве намертво. Полемика выплескивалась из аудиторий и бурным потоком несла нас по игрушечным тротуарчикам самого немецкого французского города. А когда русский – пусть даже не этнически, а так, по образу мысли – человек, оказываясь за границей, упустил бы возможность поспорить, порешать судьбы постсоветского пространства, позадавать себе риторические вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» и, нежно затуманив взор, вздохнуть: «Ну наши-то дети будут жить лучше!»?

Британские эксперты к страсбургской встрече отнеслись более спокойно и конструктивно. Главный специалист Национального фонда образовательных исследований Давид Керр на мой вопрос, что дал этот форум ему, ответил, что такое общение весьма полезно для профессионального роста. Совещание показало, что процесс обучения правам человека начался успешно, следует лишь разработать рамочный документ, учитывающий представленные практики собравшихся в Страсбурге государств. Он верит в то, что политика и практика станут равноправными участниками процесса.

Глава Комитета по правам человека Мартин Итон отметил необычный характер этой конференции, которая позволила высказаться представителям организаций самого разного уровня. И все они нашли общий язык, несмотря на то, что порой приходилось надевать наушники, чтобы услышать голос переводчика. Когда люди объединяются, им вместе легче достучаться до самых глухих сердец и сдвинуть любую махину с места. А вклад каждого в общее дело – гарантия качества и заинтересованности в его успехе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте