Платить или не платить стипендии – вот в чем вопрос, который нынче волнует практически всех студентов-бюджетников, а также их семьи.
Помощник президента Аркадий Дворкович, вероятно, не ожидал, что эти его слова, произнесенные во время интервью в Интернете («Учительская газета» писала об этом в №3-4 от 25 января), вызовут такой шквал самых различных мнений: «Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, нужно отменить стандартные стипендии, потому что это неправильный сигнал. Ты за сам факт своей учебы получаешь компенсацию. Можно работать после учебы – на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать. Если талантливый математик – можешь работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги, а если это будущий менеджер – можешь и в компании какой-то работать на два-три часа в день. Это процесс двусторонний, в каждом вузе должны быть сформированы такие возможности, у компаний должна появиться заинтересованность в том, чтобы привлекать студентов. Я считаю, что это и правильнее, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии».Возникает вопрос: то, что сказал Дворкович, его личная позиция, позиция президента, которому он помогает, или позиция Председателя Правительства РФ? Или, может быть, это так называемый пробный камень, запущенный для того, чтобы узнать мнение общества и возможную реакцию на этот счет? Ясно, что слова Дворковича если и помогли, то никак не Медведеву и не Путину, которые неоднократно говорили о том, что стипендии нужно повышать. Дворкович помог скорее министру финансов Алексею Кудрину, который спит и видит, как бы сократить все расходы на социальные нужды. На стипендии государство и впрямь тратит немалые средства: в бюджете на 2011 год на стипендии студентам ссузов, вузов, именные и другие стипендии выделено 42,1 миллиарда рублей. Не случайно предложения помощника президента были активно поддержаны представителями бизнеса, которые считают, что государство не обязано содержать студентов – если-де человек собрался учиться, то должен сам для себя сформировать программу собственного существования на время учебы, государство, по мнению бизнесменов, должно поддерживать программы трудоустройства студентов. Все смешалось в государстве. Один государственный человек – помощник Президента РФ – за отмену стипендий, другой государственный человек – председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин, представляющий в Думе «Единую Россию», – против: «Стипендию нужно сохранять, более того, ее нужно повышать. Мы говорим сегодня о повышении качества образования. Главная задача студентов – учиться, а если и работать, то в свободное время».Что касается реакции общества, то тут Дворкович получил по полному разряду, и прежде всего от самих студентов. Заявление сделал президиум Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования, у которого высказывание президентского помощника вызвало недоумение. От имени совета заместитель председателя Эдуард Темнов сообщил для тех, кто не знает, что стипендия выплачивается не просто за факт обучения – социальная стипендия выплачивается малообеспеченным и социально незащищенным обучающимся, а академическая стипендия – исключительно за успешное обучение на «хорошо» и «отлично», тем более она учитывает участие обучающегося в научной работе, вузовских проектах и общественной деятельности. Кроме того, действующее законодательство, отметил профлидер, не запрещает студенту претендовать и получать оба вида этих стипендий. По мнению студентов, «замена стипендии на подработку в виде низкоквалифицированного труда – путь к ухудшению качества получаемого образования. Значительное число граждан будет вынуждено отказаться от получения полноценного профессионального образования и пополнит ряды асоциальных элементов». Более того, президиум Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования считает, что эти гарантии «должны быть не только сохранены, но и усилены в целях скорейшего обеспечения модернизации страны, заявленной президентом». Правда, и в студенческой среде нет единой позиции – Всероссийский студенческий союз поддержал идею отмены стипендий с условием, если в российских вузах будут созданы рабочие места для студентов.Нынче студенты действительно могут получать государственную академическую стипендию, если учатся на «хорошо» и «отлично». Кроме того, действительно есть государственные социальные стипендии, назначаемые в обязательном порядке студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, инвалидам и ветеранам боевых действий.Право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с п. 25 Типового положения имеет студент, представивший в вуз справку, выдаваемую ежегодно органом социальной защиты населения по месту жительства или постоянной регистрации для получения государственной социальной помощи. Конечно, размер стипендий не такой уж большой: в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2008 №119-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1 сентября 2008 г. государственная академическая стипендия студентам вузов выплачивается в размере 1100 рублей; государственная социальная стипендия выплачивается (на 50% выше государственной академической стипендии) студентам вузов в размере 1650 рублей, на них прожить трудно, но, что называется, поддержать брюки, вполне возможно. Но в соответствии с п. 22 Типового положения за особые успехи в учебной и научной деятельности студентам в пределах имеющихся средств стипендиального фонда, а также средств, получаемых образовательным учреждением от приносящей доход деятельности, могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом (советом) образовательного учреждения. Вузы этой возможностью пользуются: например, в МГУ имени М.В.Ломоносова студентам-отличникам добавляют 25% из фонда университета, хорошистам – 15%, накануне Нового года стипендиаты получают так называемую надбавку – примерно 5-6 тысяч рублей. Повышенная стипендия из собственных фондов практикуется и в других ведущих вузах – МГИМО, Финансовом университете, Высшей школе экономики. Кроме того, известно, что существуют еще стипендии президента, российского и региональных правительств.Интересно, какую из стипендий Дворкович хотел отменить? Которая поддерживает материально детей-сирот и детей из малообеспеченных семей или ту, что выплачивается студентам-отличникам? Или, может быть, решил замахнуться на выплаты президента и правительств?Посыл о том, что студенты должны работать, противоречив. Если считать, что студенты приходят в вуз, чтобы интересно провести время, то за это платить не надо. Если считать, что учеба – труд, то за него надо платить, хотя бы немного. Да, на стипендию нынче не проживешь, студентам на младших курсах приходится подрабатывать, но работающие учатся, как правило, плохо, ведь, как говорят в вузах, лекции и семинары дают лишь 20% знаний, остальные 80% нужно найти самостоятельно, а на это требуется много времени. К тому же, по данным ВЦИОМ, 69% россиян говорят о том, что в последние годы найти работу по специальности труднее, чем раньше, стало даже выпускникам вузов. Студентов в самом деле берут охотнее всего в бытовое обслуживание и общепит. Однако стать хорошим инженером, работая на подхвате в Макдоналдсе, проблематично. Больше трети студентов старших курсов работают. Вузы в рамках своих возможностей трудоустраивают студентов – сотрудничают с компаниями и привлекают ребят для работы на кафедрах, при работе на полставки студент может получать, например, 5000 рублей, а работая полный день – и по 15000 рублей. Однако все знают, как плохо финансируется нынче научно-исследовательская деятельность. По закону вузы могут создавать некие малые предприятия и трудоустраивать студентов и даже выпускников, но таких предприятий мало, так как существует громадное количество самых разных проблем. В лучшем положении, пожалуй, педагогические вузы – их питомцы работают в системе образования начиная с первого курса, эта работа сугубо по будущей специальности.Слова Дворковича произнесены не просто так, помощник президента человек не наивный, но, видимо, он поддерживает мнение части общества. Мнение это не может остановиться на одном из двух утверждений: студент учится для государства или для себя, поскольку государство больше не может обязать выпускника работать на его благо, ибо распределение отменено. Если специалист нужен государству, то логична выплата стипендий. Если для себя, то будь любезен, голубчик, решать свои проблемы самостоятельно.Недавно шла дискуссия об образовательном кредитовании и двух видах кредитов – на жизнь и на учебу. Государственная программа образовательного кредитования была запущена, льготные займы теперь выдаются без поручительства и залога, в списке 289 специальностей, в основном технических, однако за полгода удалось выдать всего около 300 кредитов при запланированных 10 тысячах. Дело и в высоких процентах, и в том, что устроиться на работу по специальности после окончания вуза и отдавать кредит архитрудно. К тому же и банки относятся к кредитованию настороженно, ведь государство практически не дает никаких гарантий на возврат взятых кредитов. Директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики Татьяна Абанкина уверена, что государство сегодня должно в первую очередь заниматься не кредитными программами, а расширять число бюджетных мест.Кстати, немного позже Дворкович уточнил свою позицию: дескать, сначала необходимо определить, как будет работать система финансовой поддержки студентов, а потом говорить о том, что эти стандартные стипендии можно отменить, заменяя их на другую, более продвинутую, мотивирующую к учебе и работе систему. Слава богу, внял голосу общества.Интересно, что, как всегда, на проблеме, волнующей общество, свою популярность в народных массах пытаются увеличить политики. 20 января 2011 года, то есть в самый разгар дискуссии, ЛДПР внесла в Госдуму РФ законопроект, согласно которому стипендии должны быть увеличены в 4 раза. Авторы законопроекта – депутаты Игорь Лебедев и Сергей Иванов – говорят, что учащиеся и студенты, обучающиеся по очной форме, не имеют возможности зарабатывать, как это могут делать вечерники или заочники. Депутаты, видимо, изучили Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в первой редакции которого было записано, что студенты федеральных вузов должны были получать не менее 80% от минимального размера оплаты труда, а учащиеся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений – не менее 70% МРОТ. Сегодня же стипендия учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений равна всего 9% от минимального размера оплаты труда, а для студентов высших учебных заведений – 25%. Кроме того, последнее повышение стипендий состоялось более двух лет назад и составило для учащихся учреждений НПО и СПО 85 рублей (с 315 до 400), а для студентов ВПО – 200 рублей. Такое отношение к стипендиям вполне можно назвать кошмаром на улице вузов.Трудно сказать, чем закончится история о стипендиях, станет ли государство проводить идею их отмены или, напротив, в предвыборной гонке раздаст обещания о скором и кардинальном повышении; будут ли президент и премьер настаивать на том, чтобы бизнес делал инвестиции в поддержку студентов, или благотворительные фонды станут создавать особые программы для выплаты грантов и другого материального поощрения для будущих дипломированных специалистов, возобладает ли идея о повсеместном сокращении бюджетных мест и перевода высшего образования на рельсы платности, когда обучение за границей в той же Франции будет привлекательнее для бедных российских студентов, чем учеба в отечественных вузах, или, напротив, высшее образование станет доступнее для широких и не слишком материально обеспеченных масс.Это только кажется, что речь идет о том, платить или не платить стипендии студентам, по большому счету обсуждение этой проблемы напрямую связано с будущим высшего образования в России. Поэтому так важно, чем оно закончится.
Комментарии