search
main
0

Страсти по Островскому. Взгляд на давно известные произведения может быть и свежим, и глубоким

Честно признаюсь, давно и непоправимо не люблю детские театры. По-видимому, полное отторжение спровоцировали те несколько спектаклей, на которые я, как и все озабоченные приобщением к культуре родители, водила своих детей. Не столько сами пьесы, сколько откровенная халтура актеров, их плохо скрываемое презрение к публике вызвали во мне органическое отвращение. Неудивительно, что, когда для освещения работы 4-го Всероссийского фестиваля «Колесо», проходившего в Нижнем, мне предстояло посетить несколько спектаклей Театра юного зрителя, я заранее себя жалела.

Нежелание идти было таким сильным, что на спектакль я попала с пятнадцатиминутным опозданием. На сцене шла «Гроза». Нет, до самой грозы было еще далеко – в зрительный зал я попала в начале первого действия, во время диалога Кулигина с Борисом Григорьевичем. Герой, которого мы со школьной скамьи привыкли воспринимать слабым и никчемным человеком, обращал на себя внимание своей необыкновенной красотой и искренностью. Было сразу же понятно, что не полюбить его Катерина не сможет. Человек из другого мира, с другим воспитанием, Борис в исполнении выпускника ГИТИСа Михаила Инчина выделялся из общей калиновской массы современной одеждой. В то время как все герои «темного царства» облачены в белые стеганые ватные халаты, призванные, вероятно, подчеркнуть азиатскую сущность нашей деспотии.Но вот на сцене появилась Кабаниха. Даже внешне она отличалась от того отвердевшего, железобетонного образа, к которому мы привыкли со школы. По лестнице спускалась красивая, ухоженная, хотя и несколько пожившая дама. Она больше напоминала чеховскую Раневскую, чем кого бы то ни было из персонажей Островского. Когда героиня заговорила красивым бархатным голосом, стало очевидно, что набившие оскомину монологи в ее устах приобретают совершенно иной смысл. Это была другая Кабаниха – примадонна, наслаждающаяся своею властью над людьми. Скажу честно, всякий раз, когда Марфа Игнатьевна (ну не поворачивается язык называть ее Кабанихой!) появлялась на сцене, от нее трудно было оторвать взгляд. Она выглядела живой, неоднозначной и… очень современной. Я много встречала дам, на нее похожих, особенно среди чиновниц и начальниц. Героиня так просто твердо верила в свой собственный порядок и доступными ей средствами (а арсенал таковых у Марфы Игнатьевны в исполнении заслуженной артистки России Людмилы Павловской был удивительно разнообразным) заставляла окружающих ему соответствовать.Образы Тихона и Варвары тоже заметно отличались от хрестоматийных. Поразил Тихон (актер Олег Шапков) – энергичный, обаятельный, по-своему любящий и страдающий, словом, самый настоящий. Сочный голос, яркая мимика, жовиальность в каждом жесте и движении – он отнюдь не тихоня и не мямля. Слабость у него глубоко внутри – он с детства боится матери, привык ей во всем подчиняться. А разве у нас не много таких мужчин? Имя им легион…И Варвару в исполнении актрисы Анастасии Ковалив мы увидели гораздо более лиричной, чем можно было ожидать. Перед нами предстала внимательная, чуткая, женственная натура. Даже в откровенной сцене с Ванькой Кудряшом, которая должна была по мысли режиссера контрастировать с целомудренным объяснением Катерины и Бориса, Варвара не выглядела вульгарной, скорее уставшей от своего недогадливого, недалекого ухажера. А разве не похожи на нее современные девушки, вынужденные за неимением достойных мужчин вступать в отношения с сомнительными кавалерами? Ведь зов плоти многие из них слышат гораздо раньше, чем начинают чувствовать томление духа, – это горькая правда нашего времени, и «Гроза» Островского в прочтении нижегородского режиссера Владимира Золотаря об этом тоже.Я намеренно оттягиваю разговор о главном образе «Грозы». Наталья Макарова, приехавшая в наш ТЮЗ из Алтайского театра драмы имени Василия Шукшина и успевшая получить несколько престижных театральных премий, и здесь играла очень талантливо и ярко, но… совершенно не то, что вкладывал в образ сам Островский. И выглядела героиня совсем не так, как может выглядеть искренне верующая молодая женщина, воспитанная в ласке доброй и любящей матушкой. Если худобу и угловатость Катерины зритель еще готов был как-то с натяжкой принять, то резкие движения, надрывный голос и общая экзальтация, свойственные людям с раздвоенной, надломленной психикой, дезориентировали и смущали публику. Она была больше похожа на современную наркоманку, чем на женщину, с детства привыкшую к молитвам и житиям святых.И все-таки «Гроза» при некоторых очевидных промахах несомненная удача театра. Из зрительного зала навстречу актерам шла встречная волна, и не почувствовать ее было невозможно. Удивительно, но молодежь и не подумала сбегать после первого действия, которое длилось полтора часа, все остались и очень внимательно досмотрели спектакль до конца. Признаюсь, такого в нашем ТЮЗе я не видела никогда, так что режиссера и всю труппу можно поздравить с победой. Зрителю есть здесь над чем поразмышлять. Уверена, что кого-то из ребят увиденное на сцене побудит внимательно перечитать или впервые открыть для себя пьесу Островского. Не для учителя. Для себя самого.Р.S.  Полный вариант рецензии читайте на нашем сайте www.ug.ru.Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте