Более 600 лет в Москве на высоком берегу Яузы стоит Спасо-Андроников монастырь, более 50 лет в стенах монастыря работает Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. И вот уже не первый год при музее организован Клуб юных исследователей древнерусского искусства (КЮИДИ), цель которого – научить младших школьников знать, понимать и уважать культуру Древней Руси и ее старейшие христианские традиции.
Православная Русь с перезвонами колоколов и золотыми куполами церквей, спокойная и молитвенная, в наш суетливый век кажется почти мифом, чем-то далеким и незнакомым. Это длительный и значимый период нашей истории, связанный с православием, пропитанный глубокой народной верой в Бога.
Белые стены Спасо-Андроникова монастыря, возникшего в эпоху Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, оберегают частичку Древней Руси, ведь именно здесь, в тихом и уютном месте, расположился Музей древнерусского искусства. Деятельность музея не ограничивается экспозицией православных икон и прикладного искусства, здесь работают кружки и клубы, которые помогают людям самых разных интересов и возрастов приобщиться к великой древней культуре.
Клуб юных исследователей древнерусского искусства, КЮИДИ, посещают ребята младшего школьного возраста. Вдохновитель, автор программы и руководитель клуба – Татьяна Замяткина, научный сотрудник музея.
Программа учебных занятий охватывает период от Крещения Руси до ХVII века. В Спасо-Андрониковом монастыре дети могут познакомиться со всеми видами древнерусского искусства. Здесь находится Спасский собор ХIV века, яркий образец раннемосковского зодчества, коллекция древних книг, колокольная звонница и, конечно, большое собрание икон.
Форма занятий бывает разной: это и лекции, и экскурсии, и работа в реставрационной мастерской. Архитектура и устройство православного храма изучаются на примере Спасского собора, но дети обязательно получают представление не только о нем, но и обо всех значимых храмах – соборах Святой Софии Киева и Новгорода, Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире, церкви Покрова на Нерли, всех тех образцах архитектуры, без которых невозможно изучение русской культуры. Большое внимание уделяется иконописи – процессу создания иконы, типам иконографии, чудотворным иконам, величайшим иконописцам и, конечно, Андрею Рублеву и его знаменитой «Троице». В зависимости от изучаемой темы дети посещают и Третьяковскую галерею, и Троице-Сергиеву лавру, и Фили, где находится церковь Покрова, и Александрову слободу, и другие места, связанные с историей русской культуры.
Занятия КЮИДИ проводятся так, чтобы дать детям возможность самим почувствовать, понять, потрогать, сделать. С ребятами занимаются художники, реставраторы, историки искусств, музыканты. Дети и сами рисуют, чертят планы и схемы, пишут доклады, учатся колокольному звону.
В феврале каждый участник клуба выбирает тему для собственного исследования и работает над ней до конца апреля, а в мае выходит с докладом на заключительную конференцию. Приходят родители, сотрудники музея, друзья и знакомые, и ребята читают свои доклады, показывают слайды и иллюстрации.
Конечно, как и в любом клубе, помимо «официальных» занятий и мероприятий, проводятся и теплые дружеские встречи: викторины, спектакли, Рождественский и выпускной вечера и, конечно, чаепития с родителями.
Комментарии