Древняя индийская пословица гласит: «Шахматы – это море, из которого комар может напиться и в котором слон может искупаться». Не в этом ли кроется секрет необыкновенной притягательности интеллектуальной игры, ценителями которой были многие выдающиеся деятели культуры, науки и политики?
Продолжение. Начало в №4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №9, 13 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
В самом деле, охотно проводили время за шахматной доской композиторы Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев, Людвиг ван Бетховен и Фредерик Шопен; живописцы Илья Репин и Рембрандт ван Рейн; классики мировой литературы Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Лев Толстой и Иван Тургенев, Джованни Боккаччо и Данте Алигьери, Герберт Уэллс и Стефан Цвейг, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк… И это далеко не полный список.
Многие из великих людей пополнили копилку шахматной мудрости своими высказываниями. Следующими тремя цитатами писатели блистательно подчеркнули роль шахмат, богатство их содержания и раскрыли саму сущность древней игры.
Иоганн Вольфганг Гете: «Шахматы – пробный камень человеческого ума».
Стефан Цвейг: «По личному опыту мне было знакомо таинственное очарование королевской игры, единственной из игр, изобретенных человеком, которая не зависит от прихоти случая и венчает лаврами только разум или, вернее, особенную форму умственной одаренности… В этой игре сливаются воедино самые противоречивые понятия. Она и древняя, и вечно новая; как будто механическая в своей основе, но приносящая победу только при наличии фантазии; ограниченная геометрическим пространством – и в то же время безграничная в своих комбинациях».
Лев Толстой: «Нужно дорожить не выигрышем, а интересными комбинациями… В шахматной игре очень важно помнить, что вся ее сущность не в каких-либо резких выступлениях, в неожиданных и рискованных ходах, а в том расчете, чтобы все это сочетание фигур медленно и без скачков двигалось вперед».
Не случайно в письме к своей жене, Наталии Николаевне, Александр Пушкин писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после».
Ученые особенно отмечали важную роль шахмат в развитии аналитических способностей, логического мышления. Многие часы проводили за черно-белой доской Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, Бенедикт Спиноза и Иммануил Кант, Леонард Эйлер и Готфрид Вильгельм Лейбниц, Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.
Дмитрий Менделеев писал: «Для меня наука – как игра в шахматы». А немецкий философ и кибернетик Георг Клаус заметил: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики».
Шахматы незаменимы в тренинге принятия решений и умения управлять. По этой причине мудрой игре отдавали свой досуг правители и полководцы: Иван Грозный и Борис Годунов, Петр I и Екатерина II, Наполеон I и Карл XII, Тамерлан и Александр Суворов.
Более того, в России шахматы – поистине народная игра и одновременно знаковый элемент науки и искусства.
Об умении россиян обращаться с деревянными фигурами говорилось еще в старинном шахматном руководстве, вышедшем в Лейпциге в 1616 году: «Московиты играют в шахматы очень остроумно; в этой игре они так искусны, что другие народы нелегко могут с ними равняться».
Хотелось бы, чтобы это умение обрели и наши дети.
Урок 26. Мат черному королю
Двадцать шестой урок – практический. Ученики должны выполнить как можно больше разнообразных заданий на постановку мата.
Наглядный материал на учительском столе: белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр. На партах перед каждым учеником – шахматная доска, фигуры – в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Ученики объясняют учителю, что шах – это нападение на короля противника, а мат – шах, от которого нет защиты. Указывают цель шахматной игры – поставить мат неприятельскому королю.
Очередное занятие, как и два предыдущих, очень важное – на нем завершается отработка первичного навыка объявления мата. Для этого, как всегда, рекомендую использовать необычные, занимательные задания (в том числе задачи-шутки).
Среди них:
«Две фигуры против целой армии». Белые должны объявить черному королю мат первым же ходом.
«Пять матов». Каждая из белых фигур (кроме короля) по очереди должна дать мат в один ход черному королю.
«Раскраска». Черным карандашом следует закрасить такие фигуры, чтобы на диаграмме был мат черному королю.
«Упавший король». Белые объявили мат, и тут черный король свалился с шахматной доски. Следует догадаться, на каком поле он стоял, и нарисовать его.
«Похищенная ладья». Белые поставили мат, но противник похитил с шахматной доски белую ладью. Требуется вернуть ладью на место.
«Пропавший слон». Белые объявили мат, но партнер смахнул с шахматной доски белого слона. Следует возвратить слона на доску.
«Исчезнувший конь». Белые объявили мат конем, но тот исчез с доски. Требуется вернуть коня на место.
Как правило, я объясняю все «пропажи» и «похищения» фигур проделками Задиры. И сколько подобных задач ребята решат – с таким счетом они Задиру и обыграют.
На этом уроке я специально привожу максимально возможное количество шахматных диаграмм. Дело в том, что способность поставить мат в некоторой степени уже характеризует умение играть в шахматы. Если ученик сразу же не видит возможность объявить мат, он еще не умеет играть в шахматы.
На 26-м уроке, как и на всех предыдущих, ученики решают не обычные шахматные задания, а занимательные. Любопытно, что, по словам моих коллег, «эти задания интереснее, чем сами шахматы». Так и должно быть! Ведь на уроках в общеобразовательной школе учитель имеет дело не только с учениками, «больными шахматной горячкой», но и с детьми, которые изначально относятся к этой игре нейтрально.
При самом слове «шахматы» у «фанатов» сразу же загораются глаза, им интересен любой преподаваемый материал. Они мгновенно подпадают под обаяние древней игры, сразу же чувствуют ее красоту.
А вот для того, чтобы «разбудить» равнодушных к шахматам детей, требуется время и большое количество занимательных заданий. Для них двери в волшебный мир шахмат раскрываются постепенно, и чем насыщеннее будет этот подготовительный этап, тем больше вероятность того, что абсолютно все ученики научатся чувствовать скрытую от непосвященных гармонию фигур и получать эстетическое удовольствие от самой игры в шахматы.
А в конце урока можно прочитать отрывок из незавершенного стихотворения Александра Пушкина, посвященного шахматам:
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доскою.
Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперенных шишачках,
С палашами на плечах.
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии