В 2001 году мы включились во всероссийский эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Для сельского учителя, да еще из такой дальней глубинки, принимать участие в мероприятиях всероссийского уровня – серьезное событие. Тем более что это было время, когда мы зачитывались концепцией российского образования, и в речи учителей популярными стали новые термины: «мониторинг», «формы образовательного процесса», а в продаже появились новые комплекты учебников, необычные творческие тетради для самостоятельных заданий по всем предметам, пособия по внеклассному чтению и многое другое.
Руководители эксперимента при Министерстве образования Республики Татарстан организовали для нас учебу по обеспечению организационно-технологического и научно-методического руководства, семинары по итогам мониторингов, курсы повышения квалификации совместно с авторами учебников. И мы в нашем лицее создали творческую группу учителей-экспериментаторов. Из экспериментального учебного плана был выбран второй вариант – для школ с русским (неродным) языком обучения. На третьей ступени Сарсак-Омгинского лицея был организован класс естественного профиля, где проходила апробация учебников для углубленного изучения химии и биологии. Понравилась яркая, содержательная «Общая биология» под редакцией В.Б.Захарова, Н.И.Сонина и С.Г.Мамонтова. Учебник отличается обилием справочного, познавательного материала. Рубрики «Опорные точки», «Вопросы для повторения», «Вопросы для обсуждения», перечень основных положений, материалы для самостоятельной работы обеспечивают эффективный контроль знаний, умений и навыков учащихся. А вот учебник химии О.С.Габриеляна для наших детей труден. Он усложнен терминологией, кроме того, отсутствует методика решения задач. К сожалению, за два года работы по эксперименту мы не смогли получить учебники в комплекте и поэтому судить однозначно об их полной эффективности не имеем возможности.
Хотелось бы попросить ученых-экспериментаторов, создающих учебники, учитывать особенности сельского ученика. Благо, что у нас были свои авторские пособия и разработки, которые уже получили признание в нашей республике – удостоены дипломов конкурсов авторских программ и учебно-методических пособий. В частности, сборники задач по математике, физике, химии с сельскохозяйственным содержанием, которые удачно дополняют материал учебников практикой.
Нас особенно заинтересовала апробация учебника «Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» под редакцией Г.Р.Пичугина. Именно такой учебник мы многие годы ждали, так как он отвечает особенностям учебно-образовательного процесса нашего лицея. Агрошколы, фермерские школы, существуют с начала 90-х годов, а учебников по этому профилю не было. В пособии хорошо освещены главы по основам экономики, коммерческой и правовой деятельности, «Основы животноводства», «Производство продукции растениеводства».
Работая по материалам этого учебника, мы поняли, что он нуждается в доработке. В разделе «Растениеводство» необходимо дополнить темы «Сорные растения», «Плодово-ягодные растения», в разделе «Животноводство» – темы о КРС, овцеводстве, птицеводстве. Требуется включить новый раздел – «Сельскохозяйственные машины и механизмы». В соответствии с потребностями региона каждое учебное заведение само решит, какую отрасль аграрного производства изучать. В учебнике ощущается недостаток заданий практического характера. Проигрывает и оформление – по сравнению с другими этой учебной книге не хватает яркости, слабо акцентируется внимание на ключевых моментах излагаемого материала. Предлагаем и новое название пособия «Основы ведения приусадебного хозяйства».
В рамках эксперимента мы не отказались от профессионального обучения. Начиная с 9-го класса наши девушки изучают овощеводство, юноши – тракторы. Мы едины во мнении, что многие учебники излишне теоретизированы. А ведь очень важно учитывать реалии сельской жизни. Не секрет, что деревенские парни испытывают особую страсть к технике, многие умеют работать на тракторе. Девочки имеют богатый опыт работы на приусадебных участках, прекрасно управляются со скотиной, с домашней птицей. Почему бы их жизненный опыт не положить в основу учебно-воспитательного процесса? Мы ни в коем случае не умаляем значение научного прогресса. Но в стремлении шагать в ногу со временем не стоит делать детей гражданами виртуального мира компьютеров, законов, формул, уравнений. Надо показать им, что есть и другие приоритеты. В верности выбранного нами пути мы убедились, когда в начале лета наш Агрызский муниципальный район посетил президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. В ряду других достижений района, которые были представлены на выставке, в качестве лучшего экспоната Минтимер Шарипович назвал мини-трактор, сенокосилку, собранные нашими детьми, выразив восхищение умельцами, которые еще не перевелись в сельской местности.
В ходе эксперимента особое отношение было к классу из начальной школы, где 15 ребят обучались по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Позитивным моментом участия в эксперименте мы называем, конечно же, освоение системы мониторинга, разработанной Институтом общего среднего образования РАО, Центром модернизации общего образования АКП и ПРО, Центром образования и здоровья Министерства образования РФ, Центром тестирования Министерства образования РФ. В течение пяти лет мы оценивали учебные достижения, состояние здоровья ребят, уровень учебной и внеучебной нагрузки. Сегодня во всех классах лицея в качестве диагностического инструментария используются такие мониторинги, как карта наблюдения за поведением ребенка в школе (заполняется учителем); «Расскажи о школе» (по ответам ребенка); карта наблюдения за состоянием ребенка (заполняется родителями); валеологическая карта ученика, которая составлена на основе опросников «Анкета ученика», «Паспорт экспериментального класса», «Условия и образ жизни ученика», «Состояние здоровья школьника».
Мониторинг, проведенный в этом году в 5-м классе, нас порадовал. Произошло повышение коммуникативных и творческих способностей детей; три ученика улучшили свои учебные достижения по сравнению с дошкольным периодом; на высокий уровень по учебным достижениям вышли 66 процентов учащихся, тогда как в 2001 году этот показатель составлял 26,6 процента; выявился большой интерес учащихся к внеучебной деятельности. Вместе с тем следует отметить и негативный момент: наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Если в первом классе в основной группе здоровья было 14 учеников, то в 5-м классе их осталось 8. У некоторых ребят пропадает интерес к учебе. Мы объясняем это тем, что современная школа перегружена сетью внешкольных дополнительных занятий и всевозможными конкурсами, слетами, организуемыми различными социальными институтами. Кропотливая, систематическая, трудоемкая подготовка к урокам менее привлекательна для ученика.
Эксперимент научил родителей быть внимательнее к состоянию своего ребенка, создавать нормальные условия для его досуга, занятий и питания. В классе есть дети, требующие особого контроля со стороны учителей и родителей. К сожалению, за все годы эксперимента мы не имели информации о результатах мониторинга из центра, хотя самостоятельно обсуждали их на заседаниях педагогических советов, творческих групп, давали советы ученикам, родителям и педагогам.
В 2007 году эксперимент завершится – дети будут учиться уже в 6-м классе. Многолетний опыт советской и постсоветской школы показывает, что начиная со второй ступени обучения уровень мотивации к учебе, а значит, и показатели учебных достижений ученика начинают падать. На наш взгляд, это вызвано усложнением учебного материала. В 6-м классе вводятся биология, география, затем уже семиклассником ребенок должен изучать такие сложнейшие научные дисциплины, как геометрия, физика. Каждый последующий год добавляет новые предметы, а вместе с ними и новые проблемы. Ученику трудно усвоить столь обширный материал. Давит и обилие научных терминов. Но самое главное – учащийся совершенно не готов к научной деятельности, ибо не владеет необходимым для этого инструментарием. Причина, по нашему мнению, одна – его этому не научили в начальных классах. А ведь известно: не любишь тот предмет, который не знаешь.
Таким образом, очевидно, что необходимо продолжение эксперимента. Нужны новые учебники для начальных классов, ориентированные на создание базы для освоения естественнонаучных предметов, созданные на основе исследовательских и поисковых методов.
В нашем Сарсак-Омгинском лицее учатся ребята разных национальностей. Дома, в дошкольных учреждениях между собой дети общаются на родном языке: удмуртском, татарском. Мы особенно волновались за итоги контрольных работ по русскому языку и литературному чтению, так как они рассчитаны на учащихся, для которых родным языком и языком общения является русский. Следовательно, наши ученики не могут конкурировать на равных. В этом мы убеждаемся сегодня, после того, как школьники сдали ЕГЭ. Очевидно, что при составлении измерителей оценки учебных достижений по данному предмету необходимо учитывать, родным или неродным является русский язык для учащегося. При зачислении в вуз приемная комиссия, естественно, отдаст предпочтение сертификату с 80 баллами, хотя 72 балла, который получил ученик национальной школы, тоже соответствует оценке «5».
Альфия МУЛЛАХМЕТОВА, директор филиала РЦИМК в Агрызском районе; Эльза СИБГАТОВА,
заместитель директора Сарсак-Омгинского лицея, Республика Татарстан
Комментарии