Гиподинамия давно превратилась в беду школы, и третий час физкультуры пока ничего не изменил. Скорее стал дополнительной проблемой – предмет по-прежнему воспринимается как второстепенный, а иногда и опасный. Своими мыслями по поводу того, как изменить положение, делится Олег АНТОНОВ, учитель лузинской школы №2, где физкультура стала любимым уроком детей.
– Олег Владимирович, вы поняли, что нужно что-то менять?- Придя в школу в 1998 году после Сибирской государственной академии физической культуры, я быстро стал подозревать, что делаю что-то не то. Видел, что все методики взяты из тренерской работы. Возможности совершенствования человека как личности, а не только его физических качеств, нет. Физкультуру дети не любили, хотя на переменках было видно, как им хочется двигаться. Даже те, кто занимался спортом, старательно избегали уроков физры. – Почему, ведь в образовательном учреждении есть условия для занятий физкультурой? – Да, но даем ли мы, учителя, возможность реализовать эти условия? Отметка ученика зависит от норматива, не важно, дано ребенку природой перепрыгнуть страшного зверя по имени «козел» или нет. Традиционный урок решает в основном две задачи – оздоровление и тренировка, а для значимости предмета этого недостаточно. Сейчас для модернизации системы физического воспитания специалисты определяют две главные задачи. Во-первых, развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры. Во-вторых, обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений. Но определение структуры и содержания урока по-прежнему является творчеством самих педагогов. Сложность в том, что урок физкультуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования методик, разработанных для других предметов, например, когда применяется интерактивное оборудование, появляются вынужденные простои. – И что же делать? – Я для себя сделал вывод, что урок физкультуры должен быть событием в учебном дне ребенка. Вроде бы это и так игровой момент, там не должно быть скучно. Но во что играют дети на улице? Ведь не в эстафету или кросс. Моделирую учебные ситуации на основе жизненного опыта детей. Сочетаю в уроке стандартные и нестандартные приемы, оборудование и инвентарь. Можно ведь и на уроках заняться творчеством. Например, в поход не возьмешь нужную, но неудобную вещь – тот же мяч. Проще сделать его из полиэтиленового пакета, пары газет и скотча. А дети боятся обычного мяча! Раньше, когда начинали изучать спортивные игры, посещаемость сразу снижалась. Нестандартный инвентарь позволяет преодолеть страхи, дает возможность осуществлять дифференцированный подход. В то же время процесс обучения не меняется, а постепенно усложняется. На уроке создавать ситуацию успеха нужно для всех, а не только для детей с высоким уровнем физической подготовки.- Но ведь не все дети одинаково способны, вы сами об этом говорили? – Да, конечно. Ознакомился с опытом работы норвежцев, потом обнаружил пророка в своем Отечестве – Дмитрия Бесполова, заслуженного учителя РФ, победителя конкурса «Учитель года-2004» из московской школы №335. На мой взгляд, очень важно не просто двигаться, но и понимать, для чего ты это делаешь. Теперь мой урок физкультуры представляет собой симбиоз развития физических качеств и творческих способностей. Использую методику Фельденкрайза, особенность которой заключается не в освоении и совершенствовании определенных движений, как в спорте, а в осознавании изменений, происходящих в человеке в процессе работы над движением. Она развивает способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью. Ведь нервная система работает прежде всего на движения, и двигательная активность отражает состояние нервной системы. Поэтому мы с ребятами учимся расслабляться и находить собственный ритм, чтобы предотвратить или преодолеть привычки в использовании тела. Фельденкрайз предлагает использовать множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Урок начинается с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные действия. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела, при этом нестандартный инвентарь абсолютно гармонично сочетается с упражнениями, предлагаемыми методикой.- Как же быть с сильными учениками, которым нужна именно физическая нагрузка? – Из своего опыта работы в школе могу утверждать, что таких детей мало, и они свою нагрузку все равно получат, спортсменов должны воспитывать специализированные кружки и секции. У урока другая задача – помочь такому ученику определиться с направлением его внеурочной деятельности. Физкультура должна иметь массовую направленность, быть ориентированной на всех учащихся. Для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость.- Вы предлагаете отменить нормативы? – Нет, но система контроля и оценки школьника по физической культуре не может ограничиваться лишь сдачей контрольных нормативов. Я думаю, они нужны, но подходить ко всем с одинаковыми требованиями нельзя. Каждый человек имеет свои физиологические особенности, и применение одинаковых нормативов к одному возрасту неприемлемо. Нужно оценивать технику выполнения, а с сильных, с высоким уровнем физподготовки, можно и нормативы спрашивать.- Олег Владимирович, а как оценивать «освобожденных»? – Что значит «освобожденный»? Нельзя же освободить от математики или физики? Вообще-то методика Фельденкрайза позволяет заниматься физкультурой всем. Не все решаются, тогда мы делаем с ними проекты, ребята помогают при изготовлении нестандартного инвентаря, ведут протоколы наблюдений, выполняют взаимооценку, критически оценивают деятельность всего класса, устанавливают ошибки и находят пути их устранения. – Как вы считаете, три урока физкультуры в неделю – это не многовато?- Нет, что вы. И три урока не могут обеспечить потребность детей в физической активности. Нужна внеурочная деятельность, к которой и должен подтолкнуть урок. Так как я тренер по туризму, то на уроках применяю элементы туризма, альпинизма, скалолазания. Для организации деятельности на уроке необходимо минимальное специальное техническое оснащение – рюкзаки, веревки, карабины. И многие мои ученики выбирают туризм. Ведь повышенная комфортность жизни имеет обратную сторону – человек становится беспомощным без благ цивилизации. А поход – это маленькая жизнь. Ребенок преодолевает трудности, себя, приходит к осознанию собственных сил и возможностей. В результате изменяется отношение к собственному физическому развитию, физической культуре, появляется интерес к окружающему миру. Всегда была мечта ввести элементы туристского многоборья в образовательный процесс начальной школы. Три часа физкультуры позволили мечте сбыться. Разработал рабочую программу для учащихся 1-4-х классов, взяв за основу программу Владимира Ляха, в каждый раздел которой интегрированы элементы туристического многоборья. Например, при обучении передвижению на лыжах дети учатся подъему и спуску по лавиноопасным склонам с утяжелением и без, торможению на ограниченном участке. Соединить туристическое многоборье и физкультуру позволила технология комплексных занятий Илоны Адамовой. Важной частью внеурочной деятельности стали походы, без них мотивационный эффект просто угасает. Причем учителей и родителей тоже нужно готовить к туристической деятельности. Для них я провожу мастер-классы, направленные на освоение простых туристических знаний и умений. – Не все учителя спортсмены. Наверное, многие боятся вести своих воспитанников в поход?- Походы – хлопотное и рискованное мероприятие, естественно, проще на примерах из книг попробовать воспитать смелость, честность и мужество. Пока учитель не поймет, что для развития ума необходима физическая нагрузка, причем не просто физкультура, а средство, сочетающее в себе и творчество, и физическую подготовленность, и интеллектуальные способности, он будет использовать туризм в чисто прикладном виде – экскурсии, прогулки на природе, посещение исторических мест. Туризм же имеет мощнейший потенциал в воспитании личности. Тем более что современному учителю просто жизненно важно перейти на путь сотрудничества с учеником. В учебном процессе где сотрудничество? А в походе учитель становится товарищем, взаимопомощь, дисциплина становятся требованием не его, а жизни. Я уверен, что уроки и внеурочную деятельность с элементами туристского многоборья – шанс сделать физкультуру интересной и важной для школы. Омская область
Комментарии