search
main
0

Страшно любопытно

Навыки коммуникации, целеполагания, планирования, работы в команде

Как найти себя, как услышать себя в современном мире, непрерывно низвергающем на нас потоки информации? Сложно даже взрослым, а уж детям нащупать свой профессиональный путь в таких условиях совсем непросто. Ведь для того, чтобы по-настоящему определиться с собственными карьерными интересами, мало иметь представление о том или ином виде деятельности, недостаточно просто смотреть на то, как работают в данной сфере другие, здесь нужен реальный опыт.

Лучший способ его обрести – это обучение в секциях дополнительного образования. Погружение в профессию через различные кружки, занятия, соревнования дает всестороннюю информацию об интересующем виде деятельности, учит решению практических задач, работе в команде, умению брать ответственность на себя и многому другому. Здесь важную роль играет фигура преподавателя, наставника, ведь зачастую для учеников первые шаги в чем-то новом пусть и интересны, но очень трудны и волнительны.

Наставник – тот человек, который поможет чаше весов между «страшно» и «любопытно» перевесить в сторону последнего. Наставник – тот, кто своим собственным примером организации деятельности и заинтересованностью в профессии заряжает окружающих. Наставник помогает определить сильные и слабые стороны ученика, а затем правильно их использовать для достижения поставленных целей. И да, постановка целей – это также одна из приоритетных задач, которой занимается наставник со своими подопечными.

Итак, дополнительное образование становится одним из главных инструментов для знакомства и погружения в мир будущей профессии. И здесь особую роль играют педагоги, которые не только передают знания, но и направляют на пути обучения. В поддержку педагогам-наставникам проводятся чемпионаты профессионального мастерства, которые помогают развить сообщество заинтересованных в компетенции детей. В Москве ежегодно проходят:

– чемпионат профессионального мастерства среди школьников младших классов, на котором проверяются и формируются актуальные знания и умения участников, «Мастерята» (ранее KidSkills);

– открытый чемпионат профессионального мастерства города Москвы «Молодые профессионалы».

 

«Мастерята»

В чемпионате «Мастерята» могут принимать участие дети начиная с 1‑го класса. Для некоторых возрастных категорий есть формат прохождения конкурса вместе с родителем.

Участники могут выбрать одну из 34 компетенций, начиная от физической культуры, шитья, кондитерского дела и заканчивая инженерным конструированием, разработкой виртуальной реальности и инженерией космических систем.

Соревнования проходят в 2 этапа:

1. Отборочный этап на базе общеобразовательной организации предполагает выбор ребенком задания по душе из абсолютно разных компетенций. Далее следует дистанционное выполнение задания с записью на видео. В нем принимают участие дети в команде из двух человек, представляя определенную образовательную организацию. Само задание помогает изучить и понять базовые понятия, элементы, процессы выбранной компетенции, а также дает первый практический опыт, например приготовление блюда или запуск ракеты в зависимости от профессиональной сферы.

2. На втором конкурсном этапе, который проходит очно, ученикам важно продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и soft skills (гибкие навыки). Для этого задания подготовлены таким образом, что их сложно выполнить в отведенное время. А значит, необходимо правильно расставить приоритеты, распределить собственные силы, не поддаться панике, в общем, проявить все те навыки, которые необходимы в жизни и работе независимо от выбранной компетенции. На данном этапе следует снова отметить важную роль педагога-наставника, ведь именно он систематически через процесс обучения демонстрирует, как правильно использовать гибкие навыки для достижения результатов. Также наставник специально создает условия для развития комплекса умений, которые пригодятся в любой сфере деятельности.

Еще одним из качеств, которые формируются благодаря наставнику и отслеживаются жюри на чемпионате, является внимательность: важно не только быстро выполнить задание, но и соблюсти все требования, прописанные в инструкции.

Особый момент второго конкурсного этапа – брифинг от наставника: после получения задания у команды есть 15 минут для разбора сложных моментов, составления плана действий, распределения ресурсов. Здесь для детей и наставника важно понимание с полуслова. Таким образом, в «Мастерятах» нарабатываются навыки коммуникации, целеполагания, планирования, работы в команде.

Чемпионат «Мастерята» помогает подготовить наставников в самой образовательной организации, то есть педагогу не обязательно быть профессионалом в выбранной для конкурса компетенции. Конкурсная подготовка наставника предполагает 10 дистанционных вебинаров и 10 очных занятий.

В вебинарах подробно рассказывается о том, чем занимаются люди данной профессии, какие программы ими используются, с какими задачами они обычно сталкиваются. Также на вебинарах рассматривается пример выполнения конкурсного задания.

Очная подготовка проходит перед финалом. Ее проводит профессионал своего дела: либо человек, имеющий многолетний опыт работы в данной сфере деятельности, либо педагог, являющийся сертифицированным экспертом. На подготовку дети приезжают вместе с наставником, чтобы полностью погрузиться в изучение выбранной компетенции.

Благодаря конкурсу «Мастерята» около 10 тысяч детей младшего школьного возраста ежегодно проходят профориентацию, что в будущем даст им возможность сделать осознанный выбор профессии.

 

Чемпионаты

Являясь продолжением Международного конкурса WorldSkills, чемпионат «Молодые профессионалы» построен на международных стандартах. Благодаря этому участники сразу погружаются в среду с самыми последними инновациями и широким кругом высококлассного оборудования. На выбор доступно порядка 200 компетенций, в которых можно себя попробовать. Возраст участников – от 10 до 23 лет. В отличие от «Мастерят» в данном чемпионате больше этапов, так как имеются региональные.

Важной особенностью «Молодых профессионалов» является модульная система выполнения заданий, где каждый модуль раскрывает определенную часть профессии. Так, например, промышленный дизайнер на 1‑м этапе делает скетчинг, на 2‑м моделирует и готовит презентацию. Такая система позволяет детально изучить выбранную компетенцию и охватить большее число навыков.

На чемпионате «Молодые профессионалы» решаются задания на уровне сложности реально существующих профессиональных задач, например сборка двигателя, конструирование самоката. Для этого участникам требуется действительно высокий уровень подготовки, сравнимый с вузовским. Так, для инженерных компетенций необходимы знания по допускам, шероховатостям, деталям машин и пр.

Столь высокие требования к уровню знаний предполагают не менее детальную подготовку в плане гибких навыков: внимательности, планирования, стрессоустойчивости. Во время выполнения задания внимание участника не должно переключаться на мысли о том, как сохранить документ, в каком формате. Эти и прочие рабочие моменты должны быть до автоматизма доведены наставником.

Для успешного прохождения соревнования очень важна командная работа наставника с учеником, ведь грамотно спланировать решение задачи за 15‑минутный брифинг можно, только будучи на одной волне.

Описанные выше конкурсы ценны тем, что можно в юном возрасте, полном энергии и любо­знательности, примерить на себя совершенно разные профессиональные роли, получить не только знания, но и целый багаж гибких навыков, которые помогут в построении карьеры в любой сфере. Такая всесторонняя профориентация приведет к тому, что в будущем сам ребенок будет более счастлив, занимаясь любимым делом, а работодатель получит подготовленного профессионала.

Независимо от того, в каком конкурсе ребенок участвует или в какой секции обучается, крайне важно найти грамотного наставника – педагога, который увидит в нем потенциал и поможет ему раскрыться.

 

Победы

Дворец творчества не отстает от заданных тенденций развития наставничества, ежегодно обучающиеся дворца под руководством педагогов принимают участие в конкурсах. С каждым годом количество детей и компетенций возрастает. Так, если в 2020 году в «Мастерятах» принимали участие только 2 команды «Гайдара», то в 2022 году – уже 19 команд. Результаты также улучшаются, если в 2020 году команды со скрипом проходили финал, то в 2022 году завоевали 6 медалей в «Мастерятах» и 3 медали в «Молодых профессионалах» на региональном уровне, а также стали победителями национального чемпионата.

Такие результаты достигнуты на основе наставничества педагогов, получивших первый опыт сопровождения детей на пути к соревнованиям.

Успешный педагог становится наставником для своего коллеги по образовательному учреждению, а в результате там появляются новые тьюторы образовательных проектов детей.

Наставничество – своего рода организационный механизм, позволяющий проявлять, осознавать практический опыт и на этом основании выстраивать практики достижения успеха.

Вячеслав КОСТЫЛЕВ, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте