Знаменитая фраза, приписываемая Ренате Литвиновой, «Как страшно жи-ить!» применима ко всем ее фильмам, но особенно к нынешней «Последней сказке Риты». Из этой ее конкурсной ленты можно узнать, что умирать если не легче, то уж точно интереснее, чем прозябать в скучных буднях.
Литвинова не была бы Литвиновой, если бы не выдала в ленте иронически переосмысленный и растиражированный образ смерти как тетенек с косой (этаких вахтерш в черной униформе), элегантные, хоть и с налетом безумия, костюмы, не менее безумные и смешные монологи, саму себя в роли главной Смерти и Земфиру как автора печально-брутального саундтрека. За исключением последней все в этом списке – дело рук самой блистательной Ренаты: она взяла на себя написание сценария, режиссуру, исполнение главной роли и работу художника по костюмам. Впрочем, на сей раз себе Литвинова отдала хоть и эффектную, но не самую драматическую роль: ее посланница с того света на время перевоплощается в пронырливо-нелепую медсестру Таню Неубивко, которая готова даже «попортить свою оболочку» отношениями с земными мужчинами. В этой двойственности образа уже заложено одновременно комическое и трагическое. Отношение автора к смерти ничуть не зашифровано: умирать не страшно и даже не больно, если выполнить определенные ритуалы. Например, попрощаться с близкими и «заказать» красивые приметы своего ухода.Вообще в этом фильме Литвинова говорит со зрителем прямым текстом, буквально подтвержденным видеорядом, как картинками в детской книжке, – может быть, еще и поэтому фильм назван сказкой. Так, ее Неубивко заявляет умирающей в больнице молодой женщине Рите (полное имя героини опять-таки говорящее, трагически-благородное – Маргарита Готье): «Я считаю, когда Смерть уважает кого-нибудь, она его предупреждает заранее, чтобы он подготовился». И она ее предупреждает: через сны, в которых Риту (актриса Ольга Кузина) заставляет лечь в гроб незнакомая женщина – как выяснится, главврач ее последнего пристанища, – и через записи соседки по палате, что подслушала разговор врачей. Готье придет на встречу с подругами – той же Таней и доктором Надей, – уже будучи готовой к неизбежному, даже написав завещание. А уйдет из жизни умиротворенно, выпив, как и хотела, бокал шампанского из рук прекрасной Смерти-Неубивко. Последняя утешит и убитого горем возлюбленного Риты, Колю (потрясающе трогателен в этой роли режиссер Николай Хомерики). Как, не скажу, это надо видеть. Одной только Наде, спивающейся докторше клиники, которая не сделала для умирающей ничего ни при жизни, ни после смерти, не достанется ни фамилии, ни настоящего сочувствия, но и ей дается прощение в конце, после покаяния. Неожиданна и драматическая роль Татьяны Друбич, которая, как известно, сама долгое время работала врачом. Литвиновой всегда была интересна смерть, ее феномен пограничья между жизнью и чем-то неизвестным. Тема, что и говорить, вечная, ключевая и для искусства, и для каждого человека в отдельности. Но только искусство – и, конечно, вера – может спасти человека от животного страха перед уходом в незнаемое, возвысить его от физиологического акта до перехода в иное пространство и время. А автор сделает анестезию – немало вас посмешит, в своем, конечно, ключе. «Последняя сказка Риты» – фильм на самом деле вовсе не страшный (если вы не боитесь детских страшилок и черного юмора), а вполне себе жизнеутверждающий. О том, что жить нужно красиво, весело и жарко, помня о внезапности последнего мгновения, а что там следует дальше – придумаете сами. Свою сказочку.
Комментарии