search
main
0

Страшная история Разработка темы “Вирусы и антивирусные системы╩

Данная тема изучается 3 урока (2 часа – теория и 1 час – практика) в 8-м классе.

1-й урок.
Компьютерные вирусы.
Форма проведения: беседа-лекция.
Вступление к теме. Сказка о добрых друзьях и страшном происшествии.
Жил-был на свете милый, славный мальчишка. Звали его Компьюша. Он был очень добрым малым и любил помогать всем, кто нуждался. А обращались к нему очень многие серьезные и умные люди: ученые и инженеры, конструкторы и изобретатели и люди других профессий. У этого мальчишки была сестренка – Операционная система, или, как все ласково ее называли, Осенька. Она была под стать брату – такая же добрая и отзывчивая. Желание помогать другим было их семейной чертой, за что люди их очень любили.
А еще были у них друзья – Windows, которого все просто звали Веня, и Norton Commander, или попросту НиК. Это была очень дружная компания, они никогда не расставались. Любимым занятием друзей было чтение книжек-дискет и разглядывание картинок.
Но однажды с ребятами приключилась страшная история. А началась она с того, что, копаясь в библиотеке, Веня нашел книжку, которая переливалась всеми цветами радуги.
– Компьюша, Осенька, НиК, идите сюда, – крикнул Веня, – глядите, что я нашел.
– Ух ты! – воскликнул НиК. – Какая красивая книжка, – сказала Осенька.
– И, наверное, очень полезная, – изрек Компьша. Он любил только умные книжки. Ребята с интересом стали ее разглядывать и читать. И все было бы замечательно, если…
Если бы все люди на свете были хорошими. Однако, и тут уже ничего не поделаешь, есть такие дяди и, видимо, тети, которым нравится разводить всяких гадких паразитов, которые зовутся вирусами. Ну это так же, как другие, например, разводят рыбок и выращивают цветы. Они просто радуются, когда выведут вирус покусачей и тут же подсовывают его таким компаниям, как наши добрые знакомые, в зараженной книжке-дискете. А те их читают, не замечая до поры до времени всех этих гадостей – заклинаний и заговоренных слов. А потом начинают болеть, вроде бы как ни с того, ни с сего. Так и случилось с нашими друзьями.
У Осеньки осыпались косички, и она раздулась, как бочка. Компьюша чихал от слова “пятница╩ и еле-еле разговаривал. Ну а Веня с НиКом и вовсе слегли. Их ручки и ножки совсем отказали.
Но ребята все еще не знали, что корень всех их бед – эта зловредная книжка, в которой и трава, и цветы, и ручьи, и даже птицы зараженные. Они продолжали читать, не замечая, как от любого прикосновения к ней с каждой страницы выскакивают разные гадкие вирусы. Эти паразиты быстро росли, и друзья их заметили только тогда, когда один из них покусал НиКа, отчего у мальчишки образовались страшные раны.
И тут на помощь ребятам пришли добрые люди – инженеры-системщики. Вене и НиКу заменили ножки и ручки. Осеньке сплели новые косички, а Компьюше сделали компресс на горло. Но сколько бы ни бились добрые помощники, сколько бы ни заменяли детальки, сколько бы ни купали друзей в живительной воде, ничего не помогало.
Так продолжалось до тех пор, пока один мудрый изобретатель не подумал: “А ведь клин клином вышибают╩. И написал новую книжку. Только здесь было уже все настоящее: и трава, и цветы, и ручьи, и птицы. А в них прятались волшебные силы, которые отлавливали паразитов и уничтожали их. Эту книжку ребятам велено было читать каждое утро.
Вскоре все поправились. Жизнь пошла своим чередом, и никто уже не вспоминал о страшном происшествии. А мудрая книжка стала просто настольной для нашей милой компании.

Рассмотрение понятия “компьютерный вирус╩.
В ходе беседы с учениками выясняем смысл терминов “заражение╩, “вирус╩. Для более быстрого и легкого усвоения технического смысла данных понятий проводим параллель с заболеваниями человека (симптомы, возбудители болезней). Исходя из опыта общения с ЭВМ, ребята сами называют признаки наличия компьютерных вирусов.
Обобщения:
Вирус – небольшая программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам, создавать свои копии и внедрять их в файлы, системные области ЭВМ и операционной системы.
При “заражении╩ вирус “поселяется╩ на каком-либо носителе под прикрытием какой-либо программы и активизируется при выполнении определенного условия.
Признаки наличия вирусов:
1) снижение скорости обработки данных;
2) неадекватная реакция компьютера на команды пользователя;
3) появление посторонних символов на экране (не свойственных определенной программе);
4) уничтожение содержимого или несанкционированное дополнение рабочих файлов.
Историческая справка
Лекция-беседа:
предпосылки вирусомании (конкуренция, спортивный интерес, …) – нашумевшие события вирусоманов (Моррис – 1989, “Чернобыль╩ – 1999,…) – хакеры (история Кевина Митника).
Классификация вирусов (лекция)
Домашнее задание:
подготовка сообщений по темам “Самые яркие события в области вирусописания╩, “Хакеромания╩, “Новинки из антивирусных лабораторий╩.

2-й урок.
Антивирусные системы.
Форма проведения: изучение нового материала с сообщениями школьников.

Рассмотрение понятия “антивирус╩.
Первая часть урока проходит аналогично первой части урока N1.
Обобщение:
Антивирус – компьютерная программа для поиска и удаления (“лечения╩) вирусов.
Классификация антивирусных систем (лекция)
В этой части урока дается краткая характеристика детекторам, фагам, ревизорам, фильтрам и иммунизаторам.
Сообщения школьников.
Проверка домашнего задания. Сообщения оппонируются и оцениваются учащимися.
Домашнее задание: повторение всех терминов и понятий по двум урокам – подготовка к письменному опросу.
3-й урок.
Практическое знакомство с антивирусными программами (на примере Norton AntiVirus или Doctor Web).
Проверка домашнего задания.
Письменный опрос (5 минут).
Самостоятельная работа.
Ученики получают карточку-задание для практической работы. В течение 5-7 минут задания комментируются.
Примерная карточка:
Настройте программу для проверки диска А.
Проверьте свою дискету.
Перенастроив программу, проверьте дисковое пространство ЭВМ.
Получите отчет о работе антивирусной системы.
Наталья ХУДЯЕВА,
преподаватель информатики
Сыктывкар,
Республика Коми

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте