Учительский труд, на мой взгляд, не позволяет сделать «должностную» карьеру. Ведь деятельность администратора, директора, например, – это уже почти другая профессия. А потребность выразиться, продемонстрировать успешность и профессионализм у педагога так же высока, как и у всякого другого. Как же это сделать? А, например, через конкурсы, самый престижный из которых – «Учитель года России».
Однако желание победить или быть замеченным, думается, не единственное. Хочется ведь и после конкурса «блистать», а значит, нужно использовать его для расширения своих возможностей, повышения квалификации. Но конкурс длится всего несколько дней, большую часть времени отнимает собственная деятельность, много впитать от других не успеешь.Может быть, поэтому и появляются такие организации, как клуб «Учитель года Алтая»? Появляется возможность продолжить, рассмотреть поближе идеи и находки коллег-педагогов, самому попробовать продемонстрировать в неконкурсной обстановке (для многих это важно) опыт решения различных профессиональных задач.За почти шесть лет деятельности клуба мы провели десять творческих дач (читайте «Творческая Дача 2015. Долгожданный отчет»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/820-2015-.html). Около трехсот человек отдохнули и поработали, провели более пятидесяти мастер-классов и иных занятий. Уже несколько лет работают детские творческие дачи, где наши учителя трудятся вместе с детьми и тем самым на практике делятся друг с другом опытом воспитательной работы (статья «Снова вместе! Снова в Мирном!»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/798-2015-03-28-02-02-12.html). А выездные семинары «Педагогический диалог»? Организованы большие выезды в более чем десяток городов и районов края. И это более сотни мастер-классов, уроков и иных форм представления опыта десятков профессионалов. В этих семинарах поучаствовали более тысячи педагогов из принимавших нас муниципалитетов («Нас дождались!»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/760-2014-11-16-07-10-20.html и «Будем надеяться на продолжение!»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/743-2014-09-10-23-35-54.html). А ежегодные наши два дня на установочных курсах для участников конкурса «Учитель года Алтая»? Это опять сотня мастер-классов, уроков, публичных выступлений для нескольких сотен учителей («Одни дарили идеи, другие – восприятие»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/853-2015-12-21-23-03-32.html). А семинары для молодых педагогов? А участие во всех слетах молодых учителей «Под крылом профсоюза» вместе с нашим главным социальным партнером, Алтайской организацией Общероссийского профсоюза образования? В 2015 году совместно со Сростинской школой имени В.М.Шукшина и Всероссийским мемориальным музеем-заповедником В.М.Шукшина клуб «УГА» стал соучредителем детских Шукшинских чтений. А это вновь публичные выступления педагогов: уроки, мастер-классы с детьми и их учителями. Это просмотр выступлений учащихся, что тоже обогащает учительский опыт и помогает определять собственные задачи на будущее («Нам бы про душу не забыть…»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/808-q-q.html). А еще экспертная деятельность в муниципальном, краевом и даже всероссийском этапах «Учителя года России», «Педагогического дебюта» и других конкурсов («Что такое конкурс? Послесловие…»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/796-2015-03-25-08-40-24.html , «Хотелось задавать «взрослые» вопросы!»: http://www.uga.akipkro.ru/index.php/news/872-lr-.html ). Это ведь тоже прекрасная возможность повысить собственную квалификацию, посмотрев на других, решив труднейшую задачу их оценки, оценить и себя, свои возможности.Почти шесть лет работает портал «Учитель года Алтая» http://www.uga.akipkro.ru. Тысяча триста сорок три человека приняли наши правила и стали полноправными членами сообщества. За это время около трехсот пятидесяти педагогов разместили на портале свои веб-портфолио. Эти портфолио не раз участвовали в конкурсах, и их создатели занимали призовые места. Написано около четырехсот различных материалов для новостной рубрики и других разделов. Многие учителя только на нашем сайте поняли, что такое форум, как и зачем делать комментарии. Разве это не повышение информационной квалификации?А еще о сколь многом я не рассказал! Выступления на региональных и федеральных форумах, конференциях, конкурсах. Это ведь огромный опыт публичности и тоже путь к совершенствованию своего профессионализма. А еще публикации в «Учительской газете» и иных изданиях. Руководство методическими объединениями и другими формами диссеминации опыта. Встречи со студентами вузов, работа с партнерскими организациями и многое-многое другое.Правда, есть одно «но». Иногда нас критикуют за то, что мы не показываем систему. Наши выступления чаще всего лишь отдельные примеры, демонстрация принципов и элементов. Да, систему таким образом не всегда можно представить. Размышляя над этим, вспомнил одну вещь: когда я был маленьким и впервые увидел репродукцию «Золотой осени» Левитана, я ведь ничего не знал о художнике, понятия не имел о его творчестве. Но эмоциональный заряд был такой силы, что картина навсегда стала частью моего восприятия мира, а автор – одним из самых любимых. С его жизнью и творчеством я ознакомился и картины (не репродукции) другие увидел. Потом. А вначале была маленькая репродукция…Нет, я не пытаюсь назвать наши выступления гениальными творениями (хотя, возможно, среди них встречаются и таковые), но, думаю, параллель имеет право на существование. Ведь сколько раз участники наших дач впоследствии становились участниками «Учителя года России», а участники слетов и семинаров молодых педагогов – «Педагогического дебюта»!Больше тысячи человек прошли только через краевой этап конкурса, заразились этой «страшной болезнью творчества». И, что интересно, все больше в наших мероприятиях тех, кто конкурсантом не является. Они находят для себя площадки, где могут профессионально общаться и расти.А сколько педагогов за эти несколько лет получили государственное и общественное признание – были отмечены различными званиями и наградами всех уровней! Думаю, и наше движение этому поспособствовало…Николай МАРУХИН, учитель истории Малаховской средней школы Алтайского края, учитель года Алтая-1999
Комментарии