В Московском музее современного искусства проходит ретроспектива работ необычного и наиболее значительного мексиканского художника конца XX века Фернандо Гарсиа Понсе.
Фернандо Гарсиа Понсе называют необычным художником потому, что его творчество совсем не похоже на то, что мы привыкли считать мексиканским. При знакомстве с искусством не сразу догадаешься, кто автор: их мог написать любой европейский художник. И только имя создателя выдает их национальную принадлежность. Дело в том, что в творчестве Понсе нет буйства красок, мотивов древних ацтеков или инков, в общем, того неповторимого колорита, с которым ассоциируется Мексика. Но несмотря на все это, картины художника эмоциональны, загадочны и притягательны.
Фернандо Гарсия Понсе родился в 1933 году в городе Мерида, штат Юкатан, Мексика. С 1952 по 1955 год он учился на архитектора в Национальном автономном университете в Мехико и параллельно посещал частные уроки живописи у жившего в эмиграции испанского художника Энрике Климента. Через год Понсе отправился в путешествие по Европе. Именно в Старом свете он открыл для себя Ван Гога, Жоржа Брака, Хуана Гриса и современную каталонскую живопись. После долгих экспериментов и творческих поисков в 1966 году художник окончательно нашел свой неповторимый стиль, который принес ему широкую известность не только в Мексике, но и за ее пределами. Вскоре о Понсе заговорили как о ведущем представителе нового художественного течения «Поколение разрыва». Его участники противопоставили свое искусство традиционной мексиканской школе монументальной живописи (мурализму), основателями которой были Ривера, Ороско и Сикейрос. «Поколение разрыва» одобряло стремление многих своих современников в других странах творить космополитическое искусство. Они самоидентифицировали свое творчество в качестве «новой мексиканской живописи» и стали известны обращением к беспредметному искусству. Группа «Разрыва» стала известна благодаря абстрактной художественной практике. Визитной карточкой течения стали картины Гарсиа Понсе – знаковой фигуры этого художественного направления.
Творчество художника – это пересечение геометрии, абстракционизма, где-то кубизма, экспрессионизма и импрессионизма. А его стиль – упорядоченное пространство, потому как, в отличие от абстракционистов и импрессионистов, границы картин четко обозначены: особое внимание художник уделял их композиции и пластическому решению. Полотна Понсе выделяются строгой палитрой красок, создающих поэтику характерного пространства. Именно эта яркая отличительная черта и выделяет художника из среды «Поколения разрыва».
Еще одна особенность творчества Понсе заключается в том, что при создании произведений он одновременно использовал разные материалы: холст, стекловолокно, дерево, прессованный картон, вырезки из газет, журналов, книг. В этом сказалось его архитектурное прошлое. А так как Гарсиа Понсе ни в живописи, ни в графике не был камерным художником, то предпочитал работать с масштабными полотнами. Ведь только на большом размере мастер мог высвобождать свою творческую энергию. И хотя Понсе использовал немногочисленные цвета – в основном красный, черный, кобальтовый синий, серый, совсем немного желтого и зеленого, его картины не кажутся мрачными и замкнутыми. Наоборот, они насыщенны, динамичны, интересны по подбору цветовой гаммы, и, что немаловажно, в них чувствуется бешеная энергия. Пусть и без ярко-желтых и зеленых мексиканских цветов, но картины «дышат» зноем этой жаркой страны. И если на первый взгляд кажется, что предметы и цвета на полотнах Понсе расположены хаотично, что в них нет логики, то после более пристального внимания все встает на свои места: мощные пластические потоки и беспорядочные элементы преобразовываются в абсолютную гармонию. В общем, романтизм и самодостаточная нереальность его упорядоченной абстракции и есть те главные черты смелой, свободной и сдержанной живописи художника Фернандо Гарсиа Понсе.
К сожалению, судьба уготовила Гарсиа Понсе короткую жизнь. Он умер в Мехико в 1987 году в возрасте 53 лет, оставив после себя значительный след. След в искусстве и свои необычные картины. Кстати, на одной из его работ 1982 года под названием «TMFXY» присутствует необычный набор цифр – 13256-87. Что это? Предчувствие своей смерти или поиски абстрактной гармонии? Об этом нам остается только гадать.
Комментарии