Московский рейс прибывал в Лиссабон поздно ночью. Все без исключения авиалайнеры, приглушив моторы, заходят на посадку над городом, и поэтому он виден как на ладони. Встретив нас гирляндами огней, Лиссабон как-то странно подмигивал светящимися цепочками на автотрассах, ведущих в город. Потом я пойму, что это было: световые знаки вдоль дорог и замурованные в асфальт их покрытия создавали неповторимый эффект бегущей иллюминации. Португалия, по Ремарку, была для меня дальним европейским островом, несмотря на свою континентальную сущность. Фильм о жестоких латифундистах, увиденный в детстве, рисовал картины убогой, серой жизни жестоко эксплуатируемых людей. Но перед глазами предстал кусочек Шангенской Европы (визы этого соглашения стояли в моем паспорте) и совершенно чудесный Лиссабон с его старым, припортовым и более современными районами. Улыбчивые люди, палящее солнце, ночные ужины по прохладе на берегу океана, роскошные магазины, блеск новейших европейских марок автомобилей – все это напрочь разрушило мои наивные представления об этой стране на самой западной оконечности Европы.
Живописность берегов, поросших реликтовыми соснами, как на старинных картинах, замки на скалистых утесах, рощи могучих эвкалиптов, благоухающих в раскаленном воздухе, – все это кружило голову и вызывало жуткое удивление вновь и вновь открывающимися красотами. Не огорчило даже то, что, по словам старожилов, эти благословенные места уже обжиты новыми русскими. “И вот тот, и вот этот замки – их владения”. Если вкладываешь в португальский бизнес тысяч сто долларов, ты желанный гражданин этой страны. Цена для наслаждения здешней природой для наших богатеев, прямо скажем, небольшая…
Из разговоров с местными педагогами я узнал, что образование в Португалии с середины 80-х годов претерпевает реформы. Проходят они на всех уровнях – начальном и среднем – за счет наполнения новыми дисциплинами. Но и со старыми есть немало проблем: доходило до голодовок, когда дети отказывались учить математику. То ли надоело, то ли смысла не видели в этом. В общем, пришлось вмешиваться правительству и выяснять причины такого странного бунта.
Тогда мне привели слова Билла Клинтона: “Никакая опасность нам не грозит, но у нас есть враг – отсутствие образованности у американской нации. Поэтому так остро стоит необходимость учиться”.
Такую же проблему пришлось решать и в Португалии. Правда, причины здесь были несколько иные. За последние 30 лет очень выросло число учащихся – до двух миллионов. Стало не хватать школ, а главное – учителей. И Португалия скатилась на предпоследнее место в Европе не только по уровню жизни, но и по образованности. Впереди даже Румыния и Италия.
И если школу можно возвести за сезон, то учителя надо готовить минимум четыре года. Причем очень много было учителей с уровнем бакалавра. Теперь специальным законом это запрещается – учителя должны быть магистрами, т.е. иметь дипломы специалистов, даже в начальной школе. И таких учителей для начального и среднего цикла надо около 150 тысяч. Проблема малокомплектных школ решается их объединением. Из года в год растет бюджетная строка на образование. Развиваются частные школы. Скажем, Оксфордская мне встретилась у знаменитого стадиона “Бенфико”. На 100 тысяч выпускников государственных школ приходится примерно 13 тысяч ребят из частных. Их преимущества в том, что там больше вариативного образования. И можно выучиться даже на гувернантку, что в условиях рынка, конечно, предпочтительнее. Зарплата учителей – где-то 250 тысяч эскудо (около 200 долларов). Но для этого надо иметь стаж в 20 лет.
Конечно, в частных школах учиться не всем по карману. А так социальные проблемы, можно сказать, вполне российские. Плохо развито начальное образование, хромает качество среднего. Но страна, несмотря на это, выглядит ожившей стройплощадкой. Прекрасные автострады позволяют пересечь ее в любом направлении и легко добраться через эвкалиптовые рощи Синтры до мыса Кабо де Рока – самой западной точки Европы.
Я стоял на высоченном скалистом берегу и видел впереди себя совсем не океан, а настоящий космос: небо и вода слились в единую массу и, казалось, возносили меня в неведомое. Ничего подобного я не ощущал нигде, хотя “потоптал” берега всех океанов, как и не удостаивался специального диплома с сургучной печатью о посещении этого удивительно неземного места.
И несмотря на то, что когда-то Лиссабон был буквально смыт с лица земли могучей водной стихией, сегодня столица Португалии – один из самых уютных и красивых городов Европы.
Юрий КОВЕШНИКОВ
Лиссабон
Комментарии