search
main
0

Странное ожидание. или Чем грозит поправка в Трудовой кодекс

Давненько в России не было такой презабавной ситуации: деньги есть, а зарплату не повышают, поскольку нет на этот счет никаких указаний Правительства РФ. Минимальный размер оплаты труда установили законом и увеличили в два раза, вот только МРОТ есть, а счастья нет.

Учителю, по большому счету, все равно, откуда возьмутся деньги на повышение зарплаты, и пока он верит в то, что она будет повышаться. Ведь постоянно дорожает жизнь и не менее постоянно увеличивается нагрузка, которую учитель стоически выдерживает во имя детей по принципу: «Дети не виноваты, что зарплата их педагогов далека от желаемого уровня».

Власти, особенно накануне выборов, всегда щедры на обещания, а первые лица государства считают необходимым предусматривать повышение зарплаты в своих обращениях к нации. Так произошло несколько лет назад, когда Президент России Владимир Путин дал указание Правительству РФ принять меры по увеличению в течение 2005-2007 годов зарплаты работников образования в 1,5 раза в реальном выражении. Последний год, обозначенный Президентом РФ, подходит к концу, вот только для исполнения его поручения не хватает самой малости – повышения зарплаты на 15 процентов. Такое повышение с 1 сентября было предусмотрено в федеральном бюджете на 2007 год, то есть деньги есть, но ожидаемого увеличения зарплат почему-то не произошло. Понятно, что за всем этим стоят какие-то интересы и расчеты чиновников, причем такие весомые, что они не боятся не только гнева президента, но и активных выступлений работников образования с требованиями повышения зарплаты.

Главным действующим лицом в этой ситуации оказывается Правительство РФ. По давно уже принятой схеме оно должно принять постановление, которое запустит механизм повышения на 15 процентов зарплат работникам федеральных учреждений образования и даст некий модельный вариант для установления такого же повышения на региональном и муниципальном уровнях. Так вот постановление не приняло прежнее правительство, не торопится его принять и нынешнее, хотя уже месяц как деньги должны выплачиваться. Рособразование даже перечислило необходимые средства на счета вузов и других федеральных образовательных учреждений, но все пока находятся в ожидании сигнала на старт. Коллективы охватывает приятное чувство грядущих выплат, а ректоров лихорадит от мысли, что не успеют истратить деньги до конца года и они благополучно отойдут в бюджет. Спрашивается, что происходит?

У нас все неприятности случаются летом, когда люди массово отправлены в отпуск и реагировать на тот или иной шаг власть имущих просто некому. Летом чиновники вели разговоры исключительно о том, что не нужно регионам ждать команды сверху, они сами имеют много полномочий по установлению новых систем оплаты труда, по увеличению финансирования той или иной сферы, при этом регионам жестко давали понять, что либерализация при решении проблем оплаты труда будет продолжаться. Некоторые регионы, что называется, намек поняли и приняли свои решения по поэтапному повышению заработной платы работников образования, причем в объемах, даже значительно превышающих те, что рекомендовала Российская трехсторонняя комиссия. Это позволили себе сделать Москва, Свердловская, Ленинградская, Калининградская области, республики Татарстан и Чувашия, Красноярский край, то есть те регионы, что к числу дотационных территорий явно не относятся. С другой стороны, 21 регион, ставший победителем в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование», по сути, попал в эксперимент по установлению новых систем оплаты труда, и сегодня там идет мониторинг, призванный оценить социальные последствия их введения. В Ленинградской, Белгородской, Ростовской, Тамбовской, Московской, Свердловской, Ярославской, Новгородской, Астраханской областях, Северной Осетии, Краснодарском крае вводятся новые системы оплаты труда, либо в порядке эксперимента, либо на других основаниях. То есть процесс пошел. И все бы ничего, но понятно: такая разнополосица не дает возможности выполнить Единые рекомендации, принятые Российской трехсторонней комиссией по установлению зарплаты работникам образования на федеральном, региональном и местном уровнях из соответствующих бюджетов, то есть установить зарплату по единым принципам. Более того, Правительство РФ вдруг начало по-иному формулировать договоренности, зафиксированные в Единых рекомендациях РТК. Мало того, что нет постановления Правительства РФ о повышении зарплаты с 1 сентября 2007 года, так еще появляются декларации относительно того, что есть новый МРОТ вот и нужно выстраивать финансовую политику вокруг него.

С принятием нового МРОТ в 2300 рублей деятельность чиновников и в самом деле активизировалась. Только наивные полагают, что новый минимальный размер оплаты труда улучшит жизнь работников образования. Дело в том, что его повышение в два раза происходит при одновременной отмене всех доплат, надбавок и других выплат при модернизации и сжатии межразрядных коэффициентов Единой тарифной сетки. Почему все это происходит, понятно, иначе откуда взять средства, ведь основным условием принятия закона №54 «О МРОТ» было то, что дополнительных денег выделять на его введение не нужно. Но так не бывает, чтобы увеличение зарплат происходило на пустом месте. Поэтому, с одной стороны, те работники, что имеют первый – шестой и даже седьмой разряды, порадуются повышению оплаты труда до уровня МРОТ, а всем остальным придется утирать слезы огорчения, оттого что на повышение зарплаты коллегам у них отберут доплаты и надбавки. Ситуации тут могут быть самые парадоксальные. Например, учителя в маленьких северных городах получают районные коэффициенты за работу в сложных условиях, так вот если при повышении МРОТ эти коэффициенты отменят и вычтут соответствующие доплаты, то педагоги будут получать минусовую зарплату и останутся даже должны государству, работая на него бесплатно. Изначально законодатели твердили, что принимают МРОТ в основном для негосударственных организаций, а оказалось, что и государственные имеют к нему самое непосредственное отношение.

Понятно, что в сложной ситуации поиска денег чиновники предлагают разные варианты. Не исключено, что деньги, отпущенные на 15-процентное повышение зарплаты, пока используются на «расшивку» ситуации с увеличением МРОТ, после чего оставшиеся средства будут выделены всем федеральным учреждениям для произведения стимулирующих выплат.

Проблема совершенствования системы оплаты труда стоит на повестке дня чрезвычайно остро. Это понимает Российская трехсторонняя комиссия, поэтому в Едином плане ее работы на второе полугодие 2007 года было предусмотрено рассмотрение еще в августе в рабочих группах вопросов формирования Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Все это – в рамках Трудового кодекса РФ. Но сентябрь уже прошел, а никто этот план пока не реализовывает. И тут все находятся в каком-то непонятном состоянии ожидания. Кстати, нет пока никакой информации и о том, что Правительство РФ приняло или собирается принять постановление «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и гражданского персонала Вооруженных Сил, оплата труда которых осуществляется на основе ЕТС». То, что РТК его не обсуждало, известно, также известно, что такое постановление обсуждается с вице-премьером Сергеем Нарышкиным. Неизвестно только, почему оно обсуждается с ним, когда с РТК работает вице-премьер Александр Жуков, представляющий правительство в Российской трехсторонней комиссии и знающий весь объем договоренностей с профсоюзом и работодателями.

Отчасти все происходит потому, что финансисты вдруг почему-то перестали рассматривать как главную задачу повышение оплаты труда каждого работника и ведут разговор о повышении фонда оплаты труда, что не одно и то же. Фонд оплаты труда можно повысить на 15 процентов, а внутри фонда по-разному оплачивать труд педагогов, ведь это предусматривают многие новые системы оплаты труда. Разобраться при этом, кому и насколько повышена зарплата, не представляется возможным. Так «замыливается» и запутывается ситуация с выполнением поручения президента.

Парадоксально, что Министерство образования и науки РФ практически ничего не сделало, чтобы ускорить процесс подготовки предложений по отнесению должностей служащих и профессий рабочих к соответствующим профессионально-квалификационным группам, внести ясность в то, как должны формироваться системы оплаты труда, продвинуться в создании новой нормативно-правовой базы для их введения. Министерство тоже ждет чего-то.

То есть все ждут, хотя есть Трудовой кодекс РФ, определяющий принципы и порядок формирования систем оплаты труда в бюджетных учреждениях. Вот тут мы подходим к главной точке, видимо, и определяющей причину чиновничьего ожидания. Дело в том, что 2 октября 2007 года в Государственной Думе должен был во втором чтении рассматриваться законопроект, вносящий поправку в часть 2 статьи 144 Трудового кодекса РФ.

Среди многих как-то скромно проскочила эта поправка, которую Правительство РФ не вносило, но которую, видимо, весьма оперативно внес кто-то из депутатов. Поправка предполагает исключение обязательности установления Правительством РФ размеров базовых окладов заработной платы работникам бюджетных учреждений по профессионально-квалификационным группам. В результате потребуется внесение значительных изменений в законодательные акты, предусматривающие разделение полномочий органов управления разных уровней. Пока профсоюзу удалось отсрочить рассмотрение этого законопроекта, но угроза его принятия остается. Что может произойти дальше? Федеральный центр снимет с себя заботу о размерах зарплаты бюджетников, и каждый регион будет выплачивать заработную плату в зависимости от того, какими средствами располагает.

Между тем именно в Трудовом кодексе РФ предусмотрено, что правительство устанавливает единые базовые размеры оплаты труда. Однако чиновники, видимо, намереваются окончательно запутать ситуацию. Этим и объясняется странное ожидание Правительства РФ, Министерства образования и науки и Минфина. Об этом шел разговор 28 сентября в Минздравсоцразвития, об этом начаты переговоры с новым министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой, которая, возможно, теперь займет позицию, отличную от той, что была у нее на посту заместителя министра финансов.

Пока по Трудовому кодексу Правительство РФ обязано устанавливать базовые ставки и оклады по соответствующим профессионально-квалификационным группам и в интересах педагогов добиваться сохранения этой формулировки в Трудовом кодексе РФ.

P.S.

Когда верстался номер, стало известно еще более парадоксальное обстоятельство. Оказалось, Правительство РФ еще в конце сентября приняло постановление, разрешающее использовать средства на 15-процентное повышение зарплаты. Но только теперь, в октябре, его обнародовали. Но ни о какой индексации речь в нем не идет: деньги разрешено использовать на стимулирующие выплаты, а значит, их получат не все.

Трудно себе представить, но это самое келейно (без профсоюза и РТК) принятое постановление.

Мы следим за событиями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте