Черно-белое ретро… Такая непонятная и такая разная Япония… Культовый режиссер уводит зрителей в толщу истории своей родины…
Семь самураев
В ленте «Семь самураев» действие разворачивается в XVI веке, бедные крестьяне нанимают ронинов для защиты своей деревни от разбойников. Вокруг кипит жестокая междоусобная война, и государство не обращает внимания на нищенствующее положение трудящихся слоев населения. Лента отображает жизнь разных сословий: воинов, земледельцев, бандитов. Сирые и убогие бедняки, боящиеся всего и вся, максимум, на что способны, – нанять бойцов. Воители, каждый из которых предстает перед нами в своем неповторимом образе и с уникальным коктейлем качеств и чувств: и жадность, и гордыня, и отрешенность, и великодушие, и доброта, и многое другое. Преступники, уверенные в своем превосходстве, захлебывающиеся самомнением, являющиеся глупцами, пышущими наглостью, тупостью, жестокостью, бессердечием. Но жизнь их рассудит, ведь всем предстоит пройти нелегкий путь от начала и до конца. Кто укажет им правильную стезю?
Не кто иной, как режиссер, не раз ходивший тропами своих персонажей. Акира Куросава – гениальный творец восточного кино, бюджет которого зачастую составлял чуть ли не плошку риса. Он тот, кто стал первооткрывателем картин, родившихся в Азии. Современник целлулоидной пленки шириной 16 миллиметров. В конце концов просто человек, любящий свою страну и ее прошлое. И «Семь самураев» не исключение, ведь все они – его дети. И в то же время он их ребенок.
Этот фильм – новатор своего времени по операторской работе. Здесь и привычный ныне (но уникальный тогда) способ одновременной съемки тремя разноплановыми камерами, и прием съемки рапидом. Благодаря усилиям съемочной команды осуществляется полное погружение в реальность кино, даже несмотря на отсутствие цвета, поэтому во время просмотра задаешься вопросом: «А нужен ли он для глубокого понимания происходящего на экране?»
Главную роль в фильме сыграл Тосиро Мифунэ, фантастический актер, наполняющий любое кино своей магической аурой и невероятной внутренней силой. Быть может, за это его так любил Куросава, именно из-за этого их сотрудничество длилось не одно десятилетие? Акира как режиссер деспотичен на съемочной площадке, но Мифунэ он давал свободу, так как понимал, что божественные проявления, вложенные в этого актера, могут заиграть, аки грани бриллианта, озари их только радуга вольности. А как же иначе – гений эгоистичен, он не терпит себе бесподобных и так или иначе выживает их. Но может быть и так: пазл собрался по кусочкам, части сошлись, и Небесные духи образовали союз:
Куросава – режиссер, Мифунэ – актер, а композитор…
Бессменный композитор Акиры – Фумио Хаясака, создавший неповторимые произведения для картин своего патрона. В «Семи самураях» музыка и звуки необычайно точны и великолепно исполнены, и саундтрек становится самостоятельным произведением. У Куросавы все на своих местах: стук копыт и крики, сливающиеся с традиционными барабанами во время боя, ритмичная песнь, на протяжении веков сопровождающая посев риса, гнетущая тишина, тонко отображающая психологические кризисы персонажей.
Что может привнести в свое сердце зритель из этой картины? Каждый поймет заложенную в нее философию по-своему, для каждого там найдется сокровенный тайный смысл, который позволит сблизиться с героями и, конечно же, с режиссером.
Александр ШИШКИН, ученик 11-го класса
Живая память
Наверное, каждая семья хранит и передает из поколения в поколение хотя бы одну вещь, напоминающую о родном человеке. Такая вещь бережно хранится и в нашей семье. Этот предмет связан с моим прадедушкой Василием Павловичем.
На дворе стоял 1940 год. Рано утром раздался звонок в дверь, Вера Михайловна (моя прабабушка) бросилась открывать. На пороге стоял Василий Павлович, вернувшийся с ночной смены (он работал сторожем), в руках у него был небольшой сверток.
После выяснилось, что это были часы. Он рассказал, что они ему достались в благодарность от старушки, которой он помог тушить пожар в ее доме. Часы были старенькие, но Надежда Павловна (так звали женщину) сказала, что они еще прослужат хозяину не один год.
В 1941 году моего прадеда забрали на войну. В августе 1941 года он пропал без вести на территории Германии.
Сейчас эти часы служат живой памятью о моем прадедушке. Они стоят у меня на столе и исправно показывают время.
При тщательном осмотре специалистом был сделан вывод, что они произведены в Швейцарии. Им примерно около 100 лет. Механизм, который стоит в этих часах, современные часовщики называют вечным. Они проходили все 100 лет без единого ремонта. Их нужно заводить 1 раз в 2-3 недели. Эти довольно-таки дорогие часы были предназначены для каминов, и приобрести их в свое время не каждый мог себе позволить.
Так как механизм этих часов «вечный», я надеюсь, что они еще долго будут служить моей семье и, может быть, следующему ее поколению.
Ольга ДЕВЯТОВА, Пенза
Река моего детства
В нашей школе прошла неделя географии «Живи, Земля!». В рамках ее состоялся конкурс детских сочинений о реке Садак. Самыми активными были учащиеся 6-го класса. В своих работах ребята писали о своих чувствах к реке Садак, о людях, чьи поступки вызывают возмущение, о безответственности сельчан. Вот некоторые выдержки.
«Это река не самая красивая, но она мне очень нравится. Потому что я с самого детства живу рядом с ней. Это река моего детства». (Алсу Насырова, ученица 9-го класса).
В первый раз я увидела ее, когда мне было 4 года. Летом вода в реке теплая, ласковая, манит нас к себе искупаться. Но есть большая проблема. Ее загрязняют мои односельчане, которые ведут себя как бесчувственные люди: выбрасывают в реку гвозди, стекла, всякий мусор. И мы с друзьями по возможности все это убираем. Ведь нам здесь купаться! Мы любим ее за то, что она есть!» (Рания Сайфуллина, ученица 6-го класса).
«Говорят, наша река Садак раньше была чистой, глубокой в ней водилось много рыбы. А теперь в ней плавает мусор, не стало видно, как рыбки плавают. Люди ранят свои руки, ноги, когда купаются в ней. Загрязняют реку, люди загрязняют природу! Как загрязняют воздух, пользуясь обычным дезодорантом. Чтобы человек не дышал этим грязным воздухом, он должен в жизни посадить 300 деревьев. Я мечтаю, чтобы вода в реке снова стала чистой, Садак стала полноводной, и по ней плавали пароходы. (Гульназ Абдрахманова, 6-й класс).
«Без воды нет жизни на Земле! И потому к реке нужно относиться бережно, Я хочу, чтобы река наша всегда нас радовала! (Нурия Сайфуллина, 6-й класс).
Как спасти старину?
Вот уже десять лет я наблюдаю, как в Москве рушатся одно за другим старинные здания. Создается впечатление, что среди чиновников города оказались одни манкурты. Им безразлично, что столица большой страны с ее более чем восьмивековой историей останется без прошлого, потому что в ближайшем будущем она может оказаться застроенной только современными зданиями. Протесты населения только на короткое время отсрочивают гибель старины. Замечено, что строения ХVIII-ХIХ веков передаются в аренду или продаются под офисы, гостиницы, с арендаторов лицемерно берут письменные обязательства, в которых они обещают сберечь историческое здание. Однако вскоре после вселения с памятником старины обязательно случается несчастье: оно неожиданно сгорает или оказывается затопленным. Тут же составляется акт, что здание восстановлению не подлежит. И вслед за этим скоростными темпами на освободившейся площади в центральной части города, где земля поистине золотая, разворачивается строительство. Возводят взамен 2-3-этажного дома многоэтажное или высотное здание.
Мне, москвичу в пятом поколении, грустно и больно все это наблюдать. Как остановить этот беспредел? Думается, что к движению за сохранение старинной части столицы должны подключиться многие общественные организации, в том числе и молодежные. Вот, скажем, то же молодежное движение «Наши», мне кажется, что оно многое делает просто напоказ. Но вот захотят ли они возглавить контроль за застройкой старинной части Москвы? Ведь нам, молодым, жить здесь, и большинству моих сверстникам небезразлично, какой будет Москва через 10-20 лет.
А в последнее время появилась другая опасность для города. Он рискует превратиться в сплошные каменные джунгли, без зелени, без деревьев. В центре его один за другим исчезают зеленые островки. Вместо скверов и газонов как грибы вырастают опять же многоэтажные здания. Жители ближайших домов активно протестуют. Но застройщики и окружные власти идут на обман. Они делают вид, что прореагировали на протесты и приостановили строительство. Тем самым усыпили бдительность протестующих. А потом начинают снова строить скоростными методами, нередко даже ночами. Наступление на зеленые массивы усиливается, и это понятно: в центральных микрорайонах Москвы уже все застроено.
Мне все же думается, что одним из выходов из этой ситуации, когда Москва строится ввысь, потому что вширь уже некуда, может стать объединение ее с Московской областью. До 60% подмосковных жителей работают в столице, платят налоги в ее бюджет, однако многими услугами, которые имеют москвичи, пользоваться не могут. Область и столица действительно единый организм. Есть и другие выгоды как для жителей Москвы, так и Подмосковья.
Дмитрий РЕШЕТНИКОВ, студент Академии имени Тимирязева
Флаг России
Работа заняла 1-е место в областном творческом конкурсе, посвященном истории государственной символики РФ «Овеянные славою флаг наш и герб».
«О Русская земля, уже ты за холмом!» – восклицал восемь с лишним веком назад гениальный безымянный поэт-патриот, рассказывая о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев, закончившемся страшным поражением. Вот она, родная земля, открытая и беззащитная, доверчивая и раздробленная. Великий поэт древности призывал русских князей к сплочению для отпора захватчиков накануне татаро-монгольского нашествия.
«О Русская земля, уже ты за холмом!» Сколько тревоги, боли, страдания за родное Отечество всего в нескольких словах, глубоко уходящих корнями в нашу историю.
А что вообще мы знаем о нашей истории? Истории Отечества… Истории великого государства Российского?.. Истории народа?.. Истории русской символики?.. Да вот хотя бы о флаге России? О нашем Государственном флаге? Как утверждает Макс Фасмер, автор «Этимологического словаря русского языка», само слово «флаг» впервые упоминается в России в 1699 году. Пришло оно к нам из голландского языка. А вот П.Черных в своем «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» говорит о том, что не только в голландском языке, но и в шведском, норвежском, датском, английском есть аналоги слову «флаг». Автор приходит к выводу, что это слово северогерманское по происхождению, а первоисточник у него английский.
Что же такое флаг России? Это не просто прикрепленное к древку полотнище определенных цветов. Это официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет страны. Флаг Российской Федерации – это символ, без которого, пожалуй, невозможно представить современную Россию. История его создания проникает глубоко в историю самого государства Российского, а неподвластный первому взгляду символизм делает флаг поистине уникальным, наделяя чертами всей нации, объединенными в едином порыве.
Флаг Российской Федерации (флаг России) был принят Государственной Думой 8 декабря и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих после белого (верхнего), синего (среднего) и красного (нижнего) цветов. Символика цветов не случайна. В ней так много философских начал, что трудно понять, осмыслить, почему именно белый, синий и красный выбраны для нашего российского флага. Поможет мне в этом томик стихотворений нашего земляка, замечательного поэта Дмитрия Блынского «Я полон света…»
Белый цвет на флаге России олицетворяет мир, чистоту, непорочность и совершенство. А еще это цвет нашей Родины, седой от мудрости и всего пережитого, одетой белою метелью:
То она – от горя мать седая,
Что взгрустнула, сына ожидая,
То она – веселая березка,
Что склонилась над рекой неброско.
То, одета белою метелью,
День и ночь поет над колыбелью…
(Дмитрий Блынский. «Я полон света…», Орел, «Вешние воды». 1997 г.)
Синий цвет символизирует веру, верность и постоянство. А может, это глаза любимой девушки или красивые цветы?
Как в детстве, вновь
Цветы мне машут ласково,
Такие сине-синие, маня:
То ль встретился
С анютиными глазками,
То ль ты, Аленка, смотришь на меня.
(Дмитрий Блынский. «Я полон света…». Орел, «Вешние воды» 1997 г.)
КрасныЙ – это цвет энергии, силы и крови, пролитой за отечество:
Дороже цвета красного и краше
Для нас на свете не было и нет,
Недаром солнце,
Даже солнце наше
Несет в себе с рожденья
Красный цвет.
Мы в красный верим
Верой не напрасной,
Своим его считаем до конца.
Недаром красной кровью,
Только красной
Людские омываются сердца.
И, наверное, это цвет огня:
Не всегда огонь приносит беды.
Я люблю огонь –
Огонь Победы!
Я закрываю книгу Дмитрия Блынского, но еще долго повторяю его слова:
Знал ее и сытой, и голодной,
Видел и горячей и холодной.
Лишь во всех годах и поколеньях
Не случалось видеть на коленях.
Это о Родине нашей, замечательной стране – России, которая имеет такой удивительный символ государственной власти.
Антон ИКОННИКОВ, ученик 10-го класса, Орел
Комментарии