Волонтеры – примета нашего времени
В прошлые десятилетия волонтерского движения у нас не было. В толковом словаре АН СССР слово “волонтер” трактуется как доброволец или как лицо, поступившее на военную службу по собственному желанию. Другого значения нет, в то время как в западных странах волонтерство довольно широко развито, особенно среди молодежи. В последние годы появилось оно и у нас.
В Санкт-Петербурге, например, второй год успешно действует благотворительная организация “Ночлежка”. По последним данным в городе на Неве насчитывается около 8000 бездомных, которым приходится ночевать где придется, особые трудности эти люди испытывают в холодное время года. И вот для части таких бедолаг – примерно для 150 человек местные волонтеры: студенты, скауты и даже университетские преподаватели – ежедневно устраивают ужин. Они работают по очереди, заменяя друг друга в случае необходимости, так что “ночной автобус” всегда приезжает вовремя к месту своего назначения. Кстати, многие не могут ежедневно участвовать в этой благотворительной акции больше не из недостатка времени, а из-за трудностей психологического свойства. То, что им приходится наблюдать ежедневно, – зрелище не для слабонервных.
Каждый день автобус едет по одному и тому же маршруту, делая остановки у метро “Ломоносовская”, “Лесная”, “Проспект Просвещения”. Бомжи выстраиваются в очередь, среди них можно встретить и детей, тоже бездомных, или же тех, у кого родители пьют и дома нечего есть. Приходят и одинокие пенсионеры. К ним бомжи нередко испытывают “классовую” ненависть: как же, у них есть крыша над головой и пенсию хоть какую-то все же получают. Бывают между ними и драки. Волонтеры их успокаивают, уговаривают терпимее друг к другу относиться. Как ни странно, мягкие доброжелательные уговоры действуют.
Волонтеры привозят с собой хлеб и булочки, которые жертвует для бродяг епархиальная хлебопекарня. Горячий чай в термосах, растворимую овсяную кашу. Эту и некоторую другую продукцию поставляют бесплатно спонсоры “Ночлежки”.
Нередко автобус сопровождают медсестры, а также социальный работник, который сообщает бездомным, где и когда они могут получить социальную поддержку, а также одежду, которую для них на Синопской набережной собирают в специальном приемном пункте.
Появились волонтеры и в других регионах страны. Летом во время наводнения в Краснодарском крае среди спасателей, а потом в качестве строителей были добровольцы, которые бескорыстно старались помочь тем, кто оказался в беде. Думаю, что постепенно волонтерское движение охватывает у нас все больше и больше людей. И хочется верить, что добродетель и бескорыстие станут в недалеком будущем важными чертами российского общества.
Кристина ЖУКОВСКАЯ,
студентка
Санкт-Петербург
Очевидно очевидное
Какая армия нам нужна? Об этом вот уже несколько лет не смолкают споры на самых различных уровнях. Чтобы сразу решить многие острые проблемы, Союз правых сил, например, предлагает сделать службу в армии контрактной. У него немало оппонентов. Прежде всего коммунисты и генералитет. Высшее военное командование всегда было консервативным, а в этом вопросе особенно. Еще бы! Всем ясно, что профессиональная армия будет меньшей по численности, чем существующая, а значит, число генералов должно значительно уменьшиться. Солдаты-профессионалы будут выполнять только свою основную работу, а не строить генеральские дачи. Впрочем, конечно, у военных существуют другие аргументы, которыми оперируют и различные представители нашего общества, которые тоже не приветствуют службу в армии по контракту. Недавно я побывала в своей родной школе, где присутствовала на дебатах, которые проходили между десятиклассниками. Тема дискуссии та же: в армии должны служить призывники или профессионалы? Спорили две группы. Каждая высказывала мнение, противоположное мнению другой. Меня, конечно, интересовали аргументы обеих сторон. Они должны свидетельствовать и о широте взглядов десятиклассников, и об умении их убедить оппонента. Помню, наша учительница граждановедения, открывая дискуссию, обычно напоминала нам слова Иммануила Канта: “В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательством и снисходительностью к спорящим, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе”.
К слову сказать, уважение к собеседнику во время этих дебатов ощущалось в каждой фразе, ребята старались быть подчеркнуто любезными, вежливыми, не было упрямства, чрезмерного пыла. Еще одно правило дискуссии предполагает, что в итоге каждый участник получит какие-то дополнительные сведения, дополнительные знания. А этого, пожалуй, и не было. Защитники идеи профессиональной армии, говоря о ее плюсах, называли лишь один аргумент в разных контекстах: в такой армии не будет дедовщины и больше будет порядка. Действительно, с таким доводом не поспоришь. По существу, одно лишь доказательство приводили их оппоненты, чтобы подтвердить свою истину. Сторонники сегодняшнего вида службы в армии считали, что служба за деньги не может быть патриотичной. Так и хотелось вмешаться и сказать: а наши офицеры, которые получают деньги за службу, разве они не могут быть патриотами? А разве солдаты других стран, которые получают денежное вознаграждение, и довольно большое, не являются патриотами? Вероятно, так можно говорить об иностранных наемниках, да и то многие сражения в средние и более поздние времена армии, состоящие из иностранных солдат, успешно выигрывали. К сожалению, в плену прежних, советских стереотипов оказываются не только люди, основная жизнь которых прошла до перестройки, но и совсем юные.
И все-таки многие молодые люди правильно понимают проблемы современной армии. Они за профессиональную службу в ее рядах. Это нужно для них, это нужно для страны.
Марина ПЕЧЕРСКАЯ,
студентка
Москва
Что есть самостоятельная личность
В Толковом словаре Ожегова слово “жизнь” определяется как “физиологическое существование всего живого”. Мне кажется, что авторы Декларации прав человека вкладывали совершенно иной смысл в понятие “жизнь человека”.
Он должен быть раскрепощенной личностью, самостоятельным, мыслящим существом, способным не только воспринимать мир, но и творить его. Право на жизнь предполагает не только свободу личности от незаконных посягательств со стороны государства и любых частных лиц, но и право личности самостоятельно определять свою судьбу. Тот, за кого в большинстве случаев кто-то решает, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя, в значительной степени перестает быть самостоятельной личностью.
Особенно страшно, когда человек осознает утерю своей человеческой сущности. Это в большинстве относится к людям неизлечимо больным, когда их жизнь наполняется физическими и нравственными страданиями. По данным российских газет, 50 процентов таких людей уходят умирать в хоспис, в который, между прочим, попасть очень непросто и который не освобождает от терзаний.
Осознают ли эти люди жизнь как высшую ценность и благо? Скорее всего они рассуждают, как поэт В. Соколов:
Я устал от ХХ века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Может быть, уместно говорить еще об одном праве: праве на смерть, а именно праве на эвтаназию (т.е. добровольный уход из жизни).
К эвтаназии не может быть однозначного отношения. Есть множество аргументов как в защиту этого явления, так и против него. С одной стороны, она является актом милосердия, поскольку прекращаются страдания человека, чьи дни уже и так сочтены, и, более того, совершается по его просьбе. С другой – это все-таки умышленное убийство, которым врач уничтожает последний шанс человека выжить. Очевидно, что легализация эвтаназии не только снижает цену человеческой жизни, но и открывает возможность совершения под этой маской обычных убийств. Эвтаназия запрещена законом. Врача, который совершил эвтаназию, судят за умышленное убийство. И все-таки, возможно, стоит на эту тему провести дискуссию?
Илья МАЛКОВ,
ученик 10-го класса
Новоуральск
Хочешь быть счастливым, будь им
Сочинение победителя конкурса “Права человека в современном мире”
Что же есть счастье? Счастье – это то, что связывает душу и сознание. Бывает объективное и субъективное понятие счастья, и они часто не совпадают. Если человек добился чего-либо, то в глазах окружающих он счастлив, он счастлив объективно, но добился ли он именно того, к чему стремился? Удовлетворен ли он своим успехом? Встает вопрос о его субъективном счастье. Объективное счастье способствует становлению человека в обществе, субъективное же делает из него личность, и поэтому надо позволить человеку выбирать самому, что для него счастье. Представление о счастье не может быть единым всю жизнь, оно может изменяться вслед за изменением восприятия мира. Есть люди, у которых представление счастья размыто, неясно, и поэтому они не знают, чего должны добиваться и не находят места в обществе. Люди по представлению о счастье делятся на несколько категорий.
Первые это те, кто прежде всего ставит духовное обогащение, к ним относятся религиозные люди, достижение счастья для них возможно только вдалеке от общества, так как в мире люди часто грешат. В этой же категории люди, поклоняющиеся культурным ценностям, достигают своего счастья чаще всего.
Вторая категория людей – это рабы материального блага, для них счастье в деньгах, точнее, в их количестве, к сожалению, таких большинство. Однако среди них есть люди, нарушающие права других, то есть преступники, для этих счастье уже не в достижении блага, а в процессе его получения. Это счастье пагубно для человека, но это его счастье, и он имеет на него право.
Люди, видящие смысл в чувственном восприятии мира, чаще всего характеризуют счастье каким-либо чувством или состоянием, будь то любовь, страх или надежда. Счастье таких людей обманчиво, призрачно и размыто, потому что чувственный мир человека не познан и находится под влиянием среды, его окружающей.
Большинство же людей стремятся к комплексному счастью, включающему в себя духовное, материальное счастье. Человек же имеет право выбора, а значит, он имеет право выбрать себе счастье, цель и смысл жизни. В нашем современном мире в силу тех или иных обстоятельств человек вынужден отказываться от некоторых своих прав, но никто не может лишить человека права на счастье.
Ольга СОЛОНЦОВА,
ученица 10-го класса
Лесозаводск
Учиться думать о других
Я всегда сочувствовал бастующим, потому что знал, если русские люди решились на забастовку, значит, всякое терпение кончилось, потому и решились на крайнюю меру. Это продолжалось до тех пор, пока я не убедился в том, что, защищая свои права, человек не должен при этом нарушать права других. Помню, еще в школе на уроках граждановедения нам говорили: нельзя устраивать забастовки, если они угрожают здоровью других людей, их жизни. Два года назад бастовавшие шахтеры, требовавшие повышения зарплаты, вышли на железнодорожные пути, мешали движению поездов. Многие люди тогда не могли уехать, причем нередко по очень важным, неотложным делам.
Моя бабушка полгода жила в Москве, у своей старшей дочери. Но вот моя мама, ее младшая дочь, получила телеграмму о том, что бабушка тяжело, неизлечимо больна. Мама собралась в дорогу. Из небольшого сибирского поселка, где мы тогда жили, на самолете, естественно, не улетишь. Нужно было ехать до областного центра более трех часов на поезде. А поезда не ходили… Мама опоздала не только попрощаться с бабушкой, но и на похороны. Тогда она возмущалась: “Как же можно добиваться своего благополучия за счет неудобств и страдания других!” А я тогда подумала: это только у нас возможно так поступать, не думая, что вредишь другим людям. И это можно, наверное, понять: мы еще только учимся демократии.
Но вот забастовали английские пожарные. И они, к моему удивлению, повели себя так же безответственно, как и наши шахтеры. Каждый день в Лондоне случались пожары, гибли люди, потому что пожары тушили непрофессионалы, а они продолжали бастовать.
Недавно бастовали наши авиадиспетчеры. Правда, они это не называли забастовкой, они “просто голодали”, но в то же время и не исполняли своих обязанностей. И опять страдали люди. Не смогли попасть на симпозиум двое сибирских ученых. Жалко, досадно, но не смертельно. А вот другая ситуация могла бы закончиться трагически, если бы семье одного тяжелобольного мальчика пришлось лететь во время забастовки авиадиспетчеров. Ему предстояла срочная операция на сердце в Германии. Но, к счастью, мальчика удалось увезти за два дня до того, как самолеты перестали летать. Кто-то может еще и еще приводить примеры, когда по чьей-то вине происходят или могут произойти несчастные случаи с людьми, которым бастующие хотели навредить.
Думается, что нам всем необходимо думать не только о себе, но и об окружающих. Всегда спрашивать себя, как мой поступок, в данном случае забастовка, отзовется на жизни других людей.
Роман ТУМАНОВ,
студент
Екатеринбург
Комментарии