search
main
0

Страница юного гражданина

Чем бы ни увлекались ученики Ларисы Михайловны Скороходовой (московская гимназия №1527), граждановедение для всех без исключения самый интересный и любимый предмет. Каждый ее урок – небольшое событие в школьной жизни ребят, потому что именно на этих занятиях им разрешается спорить, высказывать свое, пусть самое парадоксальное мнение, мыслить неординарно, творчески. Сегодня они рассуждают о разных проблемах нашего времени.

Связь времен или непреодолимая пропасть?

Молодому поколению нередко приходится слышать о том, что наше общество переживает кризис. Этот кризис проявляется в социальной, духовной, культурной, образовательной сферах. Взрослые серьезно озабочены проблемой бедности, которую испытывают многочисленные слои населения, военными конфликтами внутри и за пределами России, международным терроризмом, распространением СПИДа и наркомании, низкой рождаемостью, а также многими другими «язвами», поразившими российское общество. Распространено также мнение о том, что в настоящее время существует большой разрыв между различными поколениями. Старшие – отцы и особенно деды – якобы как никогда плохо понимают своих детей и внуков. Другие ценности и идеалы, другая жизнь ставят барьер между теми, кто сформировался и жил в советскую эпоху, и теми, кто знает о ней лишь по рассказам.

Мне и моим сверстникам трудно судить на собственном опыте, так это или не так, – мы родились в этом обществе и другого не знаем. Однако мы можем попытаться ответить на поставленный вопрос иным способом, опираясь на уже имеющиеся научные работы, провести собственное микроисследование, посвященное проблемам исторических ценностей и символов в среде московских школьников.

В ноябре 2001 года в гимназии №1527 был организован мини-опрос старшеклассников (9-11-е классы). Всего было опрошено 106 человек. Сбор информации заключался в следующем. Школьники письменно на специальном опросном бланке ответили на такие вопросы:

«Назовите, пожалуйста, трех выдающихся людей прошлого и настоящего, к которым вы чувствуете расположение и уважение».

«Назовите, пожалуйста, события, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени определили ход мировой истории».

В ходе исследования было подсчитано общее количество названных имен и исторических событий. На этом основании был сформирован перечень наиболее часто упоминаемых событий и имен, отражающий конкретные ценности и приоритеты московских гимназистов. Полученные данные сравнивались с уже имеющимися (результаты социологических исследований 1989 и 1999 гг.).

В качестве выдающихся личностей, к которым учащиеся испытывают уважение, названо 140 имен. В числе бесспорных лидеров по количеству упоминаний выделяются трое – В. Путин (33 упоминания), А. Пушкин (26) и Петр Первый (13). Сравнение с материалами десятилетней давности позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, прежняя идеология перестала главенствовать. Классики марксизма-ленинизма ушли на дальние позиции. Среди школьников Ленин был упомянут 5 раз, Маркс и Энгельс по одному разу (в 1989 г. эти личности занимали первые места по числу упоминаний).

С другой стороны, культурно-историческая преемственность не прервалась. Духовные ценности «отцов» и «детей» близки друг другу. В числе наиболее почитаемых людей, как и прежде, помимо А. Пушкина, Петра Великого остались М. Ломоносов, Д. Менделеев, М. Кутузов, Л. Толстой.

В числе событий, наиболее существенно повлиявших на ход истории, абсолютно преобладают войны. На первом месте – Великая Отечественная война, затем первая мировая и теракты в Америке. Среди главных событий мировой истории названы также распад СССР и революции (в первую очередь Октябрьская 1917 г.). Если суммировать все упоминания о войнах и вооружении («холодная война», «всяческие войны», «изобретение атомной бомбы», «Хиросима и Нагасаки», «Карибский кризис», «Чеченские кампании» и др.), то напрашивается вывод о том, что нынешняя молодежь испытывает значительные психологические нагрузки, вызванные образом войн и страхом перед ними. Мирные события, изменившие, по мнению учеников, ход истории, занимают гораздо более скромное место. Следует отметить, что взрослым также свойственно военизированное восприятие истории.

Таким образом, исторические ценности и символы несут в себе приметы как новой, так и старой эпохи. Сопоставление различных материалов свидетельствует о том, что каждое последующее поколение не похоже на предыдущее, но при этом сохраняется такая преемственность, которая позволяет говорить о связи времен.

Евгения ПИМЕНОВА,

ученица 10-го класса

Разрушить имидж проще, чем создать

Система общественных связей (Public Relations) нынче у всех на устах. Внешняя и внутренняя политика государства, предвыборные кампании, секреты формирования общественного мнения, имиджмейкинг, коммерческая, а также социально-политическая реклама – и это далеко не весь спектр Public Relations – своеобразной формулы популярности. Особое место сейчас занимает имиджмейкинг как важная часть жизни экономической России.

Наработанные Западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни постсоветского общества.

По мнению наших специалистов, дословные кальки с этих изданий нуждаются в переработке и адаптации к особенностям восприятия и стереотипам российского общества.

Имиджмейкинг – модная и доходная сейчас отрасль, фирм, работающих в этой области, с каждым годом становится все больше, и прибыль их тоже растет. Кто же пользуется услугами этих имидж-компаний, спросите вы. Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что все обыденные вещи, которыми мы пользуемся и видим каждодневно, навязаны нам рекламой, а их производители и являются этими клиентами.

В этой области работают по-настоящему талантливые люди, потому что не у каждого есть к этому особый, необходимый дар и стопроцентная отдача любимому делу. Их труд кропотлив и состоит из нескольких десятков (а если это крупное мероприятие, то из нескольких сотен) ходов, порой незаметных в отдельности, но целиком производящих необходимый эффект. Разрушить имидж просто, создать – гораздо сложнее.

Мария ИЗМАЙЛОВА,

ученица 11-го класса

О чем нужно знать

В наши дни Россию буквально захлестнула волна всевозможных религиозных сект. Из опроса, проведенного мной среди сверстников, видно, что наиболее известны молодежи такие объединения, как «Аум Синрекё», «Церковь Единения», «Белое Братство», «Солнечные врата», «Семья» и др. Подобные секты нарушают права своих членов и наносят им вред путем использования определенной методологии.

Чаще всего опрошенными упоминалась секта «Свидетели Иеговы». «Свидетели Иеговы» являются одним из самых знаменитых и скандально известных религиозных движений в современном мире. Их знают прежде всего по активной деятельности. Многие неоднократно встречались с ними лицом к лицу (я сама за последний месяц два раза встречала их у дверей своей квартиры). Иеговисты, более чем какие-либо другие сектанты, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания, представляя себя истинными последователями Христа. При всем при этом они утверждают, что не нуждаются ни в какой пропаганде.

Секты – это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в ХХ веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека секты, «Свидетели Иеговы» тоже относятся к этому разряду.

Секты наносят большой ущерб обществу в целом. Чаще всего это выражается в следующем:

Дестабилизация и разрушение семьи.

Отрыв от основного общего образования, профессионального развития.

Психический и физический вред гражданам – близким «свидетелям».

Нанесение ущерба психическому и физическому здоровью людей.

Противоправное применение психотерапевтических практик, методов внушения и элементов гипноза.

Чрезмерный, неоплачиваемый, документально не оформленный труд.

Мошенничество, вымогательство, экономические диверсии.

Финансовый ущерб.

Негативное влияние на подрастающее поколение.

Принижение ценности человеческой жизни.

Массовые самоубийства.

Нарушение общественного порядка, нанесение ущерба культурной жизни общества, побуждение и призывы к правонарушениям, диверсии, терроризм.

Негативное влияние на работу правовых структур, общественных организаций, учебных заведений и предприятий.

Нетерпимость, религиозная рознь.

Наличие антидемократических, тоталитарных тенденций.

Угроза государственной безопасности.

Итак, опыт показывает, что людям, попавшим в секту, наносится серьезный вред. Разрушаются семьи, подрывается здоровье, деньги и собственность «теряются», и в конце концов, когда человек покидает секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он не всегда в состоянии решить…

По результатам моего опроса видно, что представление современной молодежи о деструктивных организациях находится на среднем уровне.

С одной стороны: если современная молодежь не интересуется сектами и не имеет представления о них, то, возможно, она ограждена от риска. Но, с другой стороны, это представляет определенную опасность, так как незнающего человека всегда легче завлечь какими-либо обещаниями или уговорами, чем и пользуются большинство проповедников религиозных и других культов.

На мой взгляд, гораздо лучше в наше время жить по принципу «знать и уметь», это просто более разумно и безопасно, т.к. нас окружает очень много различной информации, которую мы зачастую не умеем правильно оценить и использовать. Это относится и к сектам. Сейчас такое время, что все время надо быть начеку. За некоторые ошибки, совершенные нами в молодости, мы можем страдать на протяжении всей жизни. Поэтому всегда лучше знать наперед, с чем ты впоследствии можешь столкнуться, и предупредить опасность заранее.

Инна ЦУНИНА

Народы России глазами школьников

В данном обследовании были заложены вопросы, направленные на выяснение этнических знаний и представлений, которые обобщенно можно было бы назвать «этническая картина России глазами московских школьников».

Хорошо известно, что Россия – многонациональная страна. На ее территории издавна проживали и проживают представители более 130 народов. В этой связи большой интерес вызывает вопрос о том, каким образом этот факт отражается в сознании и поведении современной молодежи. Для выяснения этого респондентам были заданы следующие вопросы: «Какие вам известны народы России? Россия – полинациональная страна: влияет этот факт, по-вашему, положительно или отрицательно на ситуацию в стране? Как вы считаете, существуют ли в вашем городе проблемы, связанные с межнациональными отношениями? Если да, то что именно вы имеете в виду?»

Ответы на эти вопросы могут сказать о многом. Например, о характере и особенностях знаний о народах России респондентами, об их национальном самосознании. Из анализа ответов можно даже понять, насколько настроения и ощущения школьников отражают те национальные процессы, которые происходят в современной России и в Москве.

Полученная в ходе опроса информация сравнивалась с уже имеющимися данными обследования студентов Российского государственного гуманитарного университета в 1999 г.

Всего школьники назвали 90 этнонимов, проживающих в России. Чаще всего упоминались четыре этноса: русские (88), татары (58), украинцы (47), чукчи (42). При анализе и сопоставлении полученной информации с материалами студенческого обследования были сделаны определенные выводы:

знания и представления московских школьников очень похожи на студенческие;

важно то, что русские стоят на первом месте (скорее всего это отражает ту роль, которую играет русский этнос в России);

довольно часто школьники упоминали народы в такой последовательности: русские, украинцы, белорусы. Кажется, это тоже не случайно. Это действительно крупные народы, но они еще составляют восточнославянскую группу (может быть, называя их в одном ряду, мои ровесники демонстрируют славянскую солидарность);

устойчиво высокое место по числу упоминаний занимают чукчи. Скорее всего это благодаря распространенным о них анекдотам.

Стоит отметить, что из 90 названных этнонимов только половина действительно относится к народам России, остальные – представители других континентов и стран (или же группы народов, объединенные общностью либо языка, либо вероисповедания, либо территории расселения): японцы, афганцы, афроамериканцы, финно-угры, мусульмане и др.

В целом полученные данные приводят к неутешительным и даже тревожным выводам:

этническая картина России глазами московских школьников выглядит неполной, отчасти искаженной и фантастической (опрос выявил названия несуществующих народов: буркинцы, иркуты, атыгийцы, чучмеки; 4 человека в качестве народов России назвали россиян, москвичей, казаков);

межэтнические отношения воспринимаются как проблема, дополнительный груз для Москвы и ее жителей (так, на вопрос «Существуют ли в вашем городе проблемы, связанные с межнациональными отношениями?» более половины ответили, что сталкиваются с ними постоянно, около половины – иногда).

В ответах школьников ощущается осуждение и неприятие национализма и расизма.

И классный руководитель может быть другом

Хорошо, когда к классному руководителю всегда можно прийти, обсудить свои проблемы, оценки, даже поговорить о взаимоотношениях с другими учителями и одноклассниками.

Но иногда возникают проблемы. Наверное, самая главная из них – это взаимоотношения классного руководителя и родителей. И в самом деле, если он узнает о каком-то происшествии со своим учеником, то должен ли звонить домой и рассказывать об этом? Это спорный вопрос. С одной стороны – да. Потому что родители являются ответственными за нас до 18 лет. Но, с другой стороны, иногда можно решить проблему без них.

Некоторые учителя считают нас уже взрослыми и предоставляют нам полную свободу и право разбираться со своими трудностями самим. Другие звонят родителям и все рассказывают им. Мне кажется, что единственно правильный выход – это прежде всего поговорить с самим учеником. И уже вместе с ним решать, что делать дальше. Но это действует только в том случае, если ученик уже достаточно взрослый и отвечает за свои слова и поступки. А для «несознательных» ребят очень подходит вариант, что их надо самих заставлять рассказывать все родителям, чтобы те решали, что делать.

Такую позицию классного руководителя я уважаю и ценю, но мне кажется, что ему надо больше уделять времени на общение с ребятами. И тогда, возможно, мы будем лучше понимать друг друга, и у нас будет гораздо меньше спорных ситуаций.

Дмитрий СМИРНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте