Московское метро мешало мне учиться. Не успели нас в первом классе познакомить как следует с буквой «В», как под школой стали рыть тоннель. Грунт просел, по стенам поползли трещины… Знакомство с алфавитом пришлось продолжить в соседней школе. Поначалу меня били. Это была «классовая ненависть» ребят из обычной школы к чужаку из английской. Много времени и сил на меня потратили, пока поняли, что я такой же, как они. После этого прозвали меня шпаной замоскворецкой и успокоились. Однако некоторый дискомфорт при отгрызании очередного кристалла гранита науки все же остался…
Это в городе, где переход из школы в школу сопряжен лишь с преодолением психологического барьера да, может быть, лишних сотен метров «дошкольного» пробега. А каково сельским ребятишкам, которые учились себе в своей маленькой школе, и вдруг им сказали, что стране это невыгодно, поезжайте, мол, в большую за… километров. А эти самые километры зимой и в распутицу становятся непреодолимыми.
Для чего мы затеваем дискуссии в «Директорском клубе»? Для того, чтобы осветить типичные для школы проблемы и показать (с вашей помощью) пути их решения. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что у сельской школы проблем сегодня куда больше, чем у городской, ведь она главный объект нынешней реформы.
Реструктуризация, газификация, компьютеризация, «автобусизация»… А также другие новые веяния просто обязывают акцентировать внимание на проблемах образования на селе.
Кстати, на Западе малокомплектные школы тоже не оставляют в покое. Их закрывают, сливают… словом, реструктуризируют. Однако сегодня этот процесс наталкивается на обратную тенденцию – перемещение образовательных центров из города в сельскую местность, поближе к природе. Разумно. Правда, для того, чтобы подобная тенденция развивалась в России, нужна, как минимум, заинтересованность государства. А как максимум…
Думаю, «программа минимум», как, впрочем, и «программа максимум», хорошие темы для обсуждения в «Директорском клубе». Наметим их на следующий год. А в самом деле, чем плестись в хвосте мировых тенденций или, того хуже, копировать то, что не прижилось на Западе, не лучше ли показывать пример для подражания! Есть много аргументов «против», но один несомненно «за»: Россия обладает богатейшим экологическим потенциалом. Недаром немцы, например, так любят «ссылать» в Сибирь своих трудных подростков – на реабилитацию.
Воспользуемся нашим преимуществом и разработаем собственную программу возрождения села – через образование.
Дмитрий ЕГОРОВ, редактор отдела экономики, политики и социальных проблем
Комментарии